Жанр MMORPG, несмотря на огромную популярность, весьма консервативен. Сегодняшние столпы жанра по своей механике не слишком далеко ушли от старожилов вроде бессмертного World of Warcraft. Отдельные эксперименты с изобретением новых механик превращаются в достаточно нишевые проекты, которые обычно собирают собственную небольшую, но преданную базу фанатов. Тем интереснее проекты, которые пытаются поставить традиционный жанр с ног на голову.
Одним из них в этом году станет показанная недавно на презентации Wholesome Direct игра «Book of Travels». Ее разработчики, инди-студия Might and Delight справедливо называют ее первым представителем жанра TMORPG – Tiny Multiplayer Online Role-Playing Game. То есть «крошечные мультиплеерные онлайн RPG». Как и популярные браузерные казуальные игры, новорожденный жанр TMO склоняется к сессионному формату, но имеет множество особенностей. Правда, рассматривать их пока приходится на примере всего одной игры – самой «Book of Travels». Хотя есть все основания полагать, что жанр приживется, и в нем появятся новые имена.
Главная особенность «Book of Travels», которая делает ее именно «крошечной MMO» – это сведение встреч с другими игроками к абсолютному минимуму. Каждая такая встреча становится большим и важным событием, эмоциональной встряской, которая меняет размеренный ход игры. Большую часть времени игрок «Book of Travels» путешествует по большому, отрисованному вручную фэнтези-миру. Игра не ведет его за руку и не ограничивает рамками четких сюжетных линий. Игрок волен выбирать любой путь и действовать так, как пожелает сам. В игре нет сверх-цели, по сути, у нее нет начала и конца, но персонажи смертны и последствия необдуманных действий могут быть фатальными.
Система общения в «Book of Travels» весьма необычна – в ней нет привычного чата или эмоутов. Вместо этого герои общаются значками-символами. Причем многие из них еще надо открыть – например, значок «город» в языке персонажа появится только после того, как он в этом городе побывает. Отсутствие чата или голосового канала придают игре особую эмоциональную атмосферу и отлично помогает в нее погрузиться.
Этому способствует и визуальный стиль окружения. Подобно лучшим флэш-играм, мир «Book of Travels» отрисован вручную, с вниманием к мелким деталям. Персонажи перемещаются по системе «нажми, чтобы перейти», как в олдскульных RPG, но могут двигаться в трех измерениях. Поскольку вся игра является большим, ничем не ограниченным приключением, такая свобода перемещения отлично укладывается в ее философию.
Свободу героя подчеркивает и отсутствие привычных классов персонажей. Вместо этого игрок может выбрать из более чем 20 Форм, которые сосредоточены на личности и характере героя, а не его параметрах и уровнях. Путешествуя по миру «Book of Travels» персонаж может открыть более 300 навыков, магических умений и пассивных способностей, которые будут определять стиль его игры. Получать и развивать их он будет множеством способов: исследуя мир, взаимодействуя с объектами и другими персонажами, собирая предметы и торгуя.
«Book of Travels» не ставит игрока в какие-либо рамки, вместо этого она создает тщательно продуманный мир с большим количеством секретов и многослойных историй, которые каждый игрок волен раскрывать по своему желанию.