Старейшее дерево в мире вполне могло жить, когда люди только начинали воздвигать Стоунхендж. С помощью компьютерной модели специалиста Лаборатории климатических и экологических наук в Париже Джонатана Баричивича удалось установить, что гигантской фицройе (Fitzroya cupressoides) по имени «Gran Abuelo» или Прадедушка, растущей в чилийских Андах, может быть иметь возраст порядка 5400 лет. Если факт подтвердится, это сделает Гран Абуэло на 600 лет старше текущего рекордсмена — сосны остистой межгорной (Pinus longaeva) в Калифорнии, прозванной «Мафусаил».
Пока же эти цифры оспариваются — для определения точного возраста нужен подсчет годичных колец по методу дендрохронологии, но этих данных пока нет. Ранее считалось, что 60-метровой фицройе в национальном парке Алерсе Костеро в Чили около 3500 лет. Но ее возраст не анализировали системно. В 2020 году к ней применили щадящий метод тонкого высверливания сердцевины с захватом годичных колец за 2465 лет. Бурильщик так и не смог просверлить ствол диаметром 4 м до центра, так что много колец осталось неподсчитанными.
Чтобы рассчитать остаток, ученые создали математическую модель, которая учитывает разную скорость роста от побега до взрослого дерева и вариации темпов в зависимости от конкуренции и изменений окружающей среды. Затем программа смоделировала траекторию роста 10 000 раз, что дало диапазон вероятных возрастов Прадедушки. В результате дереву оказалось около 5400 лет. Порог возраста может доходить до 6000 лет, а вероятность возраста старше 5000 лет — почти 80%, и все траектории показывали, что он не младше 4100 лет. Даже если дерево очень быстро росло, при своих размерах оно просто не может быть моложе.
Еще аргумент в пользу большого возраста: закон биологического компромисса между ростом и длиной жизни — долгорастущие виды обычно и живут дольше. Fitzroya cupressoides растет чрезвычайно долго — медленнее гигантских секвой (Sequoiadendron giganteum) и остистых межгорных сосен (Pinus longaeva). Тем не менее, некоторые эксперты по определению возраста деревьев не решаются прибегать к моделированию для его оценки. Есть лишь один способ действительно установить возраст дерева — это глазами посчитать кольца, а для этого нужно, чтобы все они были на виду.
Наш Прадедушка живет уже тысячи лет, но у исследователей много опасений за его будущее. Дерево окружено узкой площадкой, которая тавмирует его оставшиеся корни, а толпы туристов, которые каждый год приезжают взглянуть на него, топчут его ногами. Потепление и 10-летняя засуха тоже сыграли немалую роль. Еще одно дерево, выросшее в кроне нашего гиганта, гибнет прямо сейчас. Для защиты Gran Abuelo Баричивич предлагает покрыть его сеткой 3 м в высоту, чтобы люди не могли к нему подойти, и убрать тропу вдаль от старой корневой системы.