В официальных документах причина недавней смерти королевы Елизаветы II указана предельность кратко – «старость». И это своего рода феномен, потому что старость хотя и входит в первую десятку причин смерти людей в Англии, но уступает и гриппу, и пневмонии, и инсульту, и раку, а теперь и COVID-19. Фактически, «старость» это не причина гибели организма, а некая ситуация, когда дать более точное определение не представляется возможным или необходимым.
Корни этого странного явления уходят в 1836 год, когда в Британии был принят «Закон о регистрации рождений и смертей». Он базировался на классификации видов смертей, составленной французским демографом Жаком Бертильоном. Речь шла не столько о медицине, сколько о статистике – властям требовалось понимание, сколько людей какого возраста и социального статуса умирает от тех или иных причин. Это позволяло проводить необходимые реформы и управлять обществом.
В такой ситуации смерть от старости, по меткому выражению канадского философа Яна Хакинга, становится «незаконной». Это означает, что госслужащие халатно выполнили свою работу и не сумели установить точную причину гибели конкретного человека, чем внесли помехи в работу всей системы. Обвинение вполне обосновано, так как до принятия данного закона в документах нередко писали просто «найден мертвым» и не утруждались проведением расследования, вскрытия и т.д.
Есть еще один нюанс, который имеет большое значение – это неизвестность. Близким погибшего хотелось бы точно знать, от чего он умер, вместо того, чтобы терзаться неопределенностью. С другой стороны, пример королевы Елизаветы II показывает, что есть способы прожить долгую жизнь, целых 96 лет, без существенных проблем со здоровьем. И умереть тихо и спокойно, без мучений, чтобы врачам оставалось только констатировать «смерть от старости».