Одними из крупнейших инвестиций для государства являются масштабные инфраструктурные проекты, вроде строительства мостов, туннелей и новых дорог. Но где именно должен пройти новый маршрут? Исследователи из Гетеборгского университета в Швеции доказали, что для региона Западной Европы такой вопрос не стоит вовсе – здесь, сами того не ведая, люди уже 2000 лет строят шоссе по маршрутам давно исчезнувших дорог Древнего Рима.
Несмотря на то, что на пике могущества в Римской империи было проложено 80 000 км отличных дорог, большая их часть физически не сохранилась. Более того, уже в Темные века европейской истории ими стало невозможно пользоваться из-за отсутствия должного обслуживания. И уж точно строители Средневековья и более поздних эпох прокладывали новые пути, ориентируясь вовсе не на остатки древней кладки.
Тем не менее, если наложить карту дорог Древнего Рима на современную карту освещения европейской местности в ночное время, мы увидим почти полное совпадение – яркие, богатые центры находятся на перекрестках древних путей. Две тысячи лет назад на этих местах естественным образом возникли привалы для солдат, для которых римляне и строили дороги. Потом появились базары, постоялые дворы, лавки ремесленников, постоянные поселения, которые обслуживали путников и становились центрами экономического развития, результаты чего мы видим и сейчас.
Гипотеза подтверждается тем, что в регионе Северной Африки римляне построили куда меньше дорог, которые соединили небольшое количество торговых центров. И уже через пару веков после заката Древнего Рима караваны верблюдов пошли через пустыни по совсем другим маршрутам. Из-за этого здесь сложнее планировать дорожную сеть, так как удобные пути между оазисами проходят в стороне от развитых городов.