Оказавшись под воздействием облучения или резкого изменения температуры, они начинают, подобно хамелеонам, менять свою окраску и даже прыгать.
Как сообщил директор центра Виктор Овчаренко, это происходит в результате процесса разложения, который сопровождается выделением кислорода. По мере его накопления нарастает внутреннее напряжение, и крохотные резервуары лопаются. Высвобождённая энергия трансформируется в «прыжок». Чтобы «охладить пыл» подвижных кристаллов, их помещают в холодильник.
Специалистами центра разработаны соединения, принимающие яркую окраску в условиях холода, что также идёт вразрез с устоявшимися представлениями. Дело в том, что, как правило, при низкой температуре вещества «бледнеют».
По мнению Овчаренко, созданные материалы уже в недалёком будущем станут основой сенсоров и индикаторов нового поколения, реагирующих на излучение и способных выдерживать сверхнизкие температуры космоса или Арктики. Интерес к новой российской разработке уже проявили японские специалисты с намерением создать на их базе чувствительные сейсмические датчики.