В криминалистике не бывает мелочей, особенно когда речь идет о признании вины в совершенном преступлении. Команда ученых университета Флиндерс (Австралия) разработала новый метод анализа следов пороха, который позволяет выявлять мельчайшие остатки пороха и идентифицировать их с конкретным видом боеприпаса.
Баллистика – одна из важнейших криминалистических дисциплин. До сих пор с ее помощью по следам на пуле можно было выяснить из какого оружия произведен выстрел, дистанцию выстрела и характеристики оружейной смазки.
Не менее важны остатки побочных продуктов сгорания боеприпасов, поскольку в течении определенного времени их можно идентифицировать с конкретным оружием и его владельцем. Раньше их выявляли простыми химическими анализами, а в последнее время были разработаны более современные методики, к примеру, нейтронно-активационной, атомно-абсорбционной спектрофотометрии, атомно-силовой микроскопии и сканирующей электронной микроскопии.
«Пищей» для этих тестов являются остатки продуктов стрельбы. В современном стрелковом оружии используются сложные смеси бездымных порохов, капсюли, пламегасители и другие компоненты, состоящие из минеральных и металлических соединений. Порох сгорает обычно при температуре свыше 1000 °С, превращаясь в углекислый, в угарный газы или в пар. Но следы пороха, металлов, органики и кремнеземов все равно остаются в виде микроскопических узелков.
Так ученые разработали методику анализа запекшихся в результате выстрела микрочастиц стекла. Технология позволяет идентифицировать определенный вид боеприпаса с недостижимой ранее точностью.
Для этого был разработан метод ионной масс-спектрометрии среднего времени полета, в котором используются ионы для сканирования образцов, когда определяются не только элементы, но даже изотопы. Измеряя соотношение этих изотопов в частицах стекла, ученые сопоставляют их с изотопами в марках патронов, что по точности соизмеримо с отпечатками пальцев.