Что из себя представляет «турбулентность при ясном небе» пассажиры авиарейса SU-270 Москва — Бангкок узнали на своем горьком опыте. Ничто не предвещало беды, когда безмятежно летящий пассажирский лайнер вдруг резко провалился в 700-метровую воздушную яму. О тяжелых последствиях случившегося подробно сообщили ведущие российские СМИ.
Опасность этого вида турбулентности заключается в ее полной непредсказуемости, вернее в невозможности определить ее наступление с помощью приборов. Однако с этим не согласились физики знаменитого МИФИ, создавшие устройство, способное «почувствовать» приближающуюся беду.
Прибор получил название «мюонный годоскоп» и способен отслеживать траекторию мюонов, элементарных частиц, возникающих после взаимодействия космических частиц с земной атмосферой. Выяснилось, что при этом мюоны утрачивают часть своей энергии.
Величина потраченной энергии зависит от многих факторов – температуры, влажности, разреженности воздуха, интенсивности электромагнитного поля. Анализирую мюонный поток, можно прогнозировать процессы, происходящие в атмосфере, в частности, печально известную турбулентность.
По словам одного из создателей прибора профессора Игоря Яшина, устройство фиксирует поведение каждого мюона, в результате чего формируется общая картина участка атмосферы, подобно рентгеновскому снимку.
Ученые создали два действующих варианта годоскопа – стационарный и мобильный.