Древняя легенда о философском камне алхимиков, оказывается, имеете вполне реальное, земное и живое воплощение. Только очень крошечное – это бактерии C. Metallidurans, которые в ходе эволюции приспособились поглощать токсичные тяжелые металлы, а побочным продуктом их жизнедеятельности стали золото и медь. В форме слитков нано-размера (так называемое вторичное золото).
Способность C. Metallidurans жить в почве с высокой концентрацией тяжелых металлов всегда интриговала ученых. С одной стороны, отличные условия бытия: никакой конкуренции, потому что в этой среде все погибают, и вдоволь водорода для извлечения энергии. Эти бактерии «питаются» медью, переводя ее в форму, очень удобную для импорта из почвы в организм, но балластом к ней идет золото и эта смесь очень ядовита. Почему же C. Metallidurans не погибают?
Теперь ученые выяснили: метаболизм бактерий построен на комбинации ферментов Cup A и Cop A. Когда бактерия голодна, активируется первый, она начинает поглощать медь и побочное золото из почвы. Насытившись, бактерия задействует второй фермент и медь вновь переходит в нерастворимую форму, которая выводится наружу. Таким образом C. Metallidurans никогда не допускает перенасыщения токсинами, а выпадающее в осадок золото образует хлопья или слитки нанометрового размера.
Первичным золотом называют вещество геологического происхождения, очень древнее. Вторичное – это продукты переработки минералов различными микроорганизмами, которые распространяются в разных средах и имеют небольшой возраст. Но ученые не видят смысла строить «золотую ферму» из колоний C. Metallidurans, им интересны сами механизмы преобразования веществ, понимание которых позволит оптимизировать процессы добычи полезных ископаемых.