Обширные объемы мягкой соединительной ткани, которую ранее считали не более чем «прослойкой» между основными органами в человеческом теле, может сама быть единым огромным органом. С неизвестными пока функциями – исследователь и патологоанатом Нил Тейз обнаружил фундаментальную ошибку в прежних работах с соединительной тканью. И предложил исследовать вновь открытый «интерстиций» новыми способами.
Тейз взглянул на соединительную ткань в живом теле при помощи микрокамеры во время типовой процедуры эндоскопии и обнаружил огромную неизвестную доселе структуру. Это обширное пространство между органами, которое имеет ячеистую архитектуру из коллагеновых перемычек, и оно заполнено жидкостью, которая струится через интерстиций. Формально эта масса заполняет пустоты между органами и выполняет роль демпфера, защиты при внешних воздействиях. Но в интерстиции протекают и другие ранее неизвестные процессы.
Когда ученые изучали соединительную ткань в прежние годы, они брали фрагменты, которые быстро погибали вне основного органа. Жидкость вытекала, перемычки рушились – получалась рыхлая масса, в которой не разглядеть былой сути. Теперь же Тейз предлагает изучать интерстиций в живом виде, что сложнее, но не менее важно и интересно.
Ученым движет не только любопытство первооткрывателя. Например, уже выдвинута гипотеза, что с потоками жидкости через интерстиций могут путешествовать раковые клетки. Это бы объяснило, почему в некоторых случаях скорость распространения раковых очагов так велика, и они появляются там, где их совсем не ждут. И если брать пробы жидкости интерстиция, можно будет выявлять рак на самых ранних стадиях.