По решению суда Калифорнии 91 компания в стране, производящая кофе в разных вариациях, теперь должна указывать на упаковке, что употребление продукта создает риск появления раковых заболеваний. Причина – наличие в кофе вещества акриламида, которое действительно есть во всех сортах кофе. И оно на самом деле признано Американским онкологическим сообществом мощным канцерогеном, но дьявол, как водится, в деталях.
Акриламид – интересное, можно сказать, знаковое вещества, один из признаков «реакции Майара», в ходе которой происходит взаимодействие аминокислот и сахара. В случае с кофе она идет при обжарке зерен, но то же самое можно наблюдать при приготовлении выпечки, жарки картофеля, выпекании пиццы и т.д. Везде, где на еде образуется темная хрустящая корочка, возникает и накапливается вредный акриламид.
Его вред, как канцерогена, доказан в лабораторных условиях, поэтому суд и счел нужным предупредить потребителей кофе. Но не стейков или чипсов, а ведь в этой пережаренной картошке содержание акриламида достигает 3900 мкг/кг. В поджаренном кусочке белого хлеба 161 мкг/кг, в тосте из ржаной булки 205 мкг/кг, а в кофейных зернах лишь 179 мкг/кг или примерно 0,45 мкг на одну чашку. То есть, бутерброд с кофе в данном отношении в 10 раз менее вреден, чем аналогичная по весу порция чипсов.
Наличие акриламида в еде открыли в 2002 году, и почти все исследования на людях с тех пор не выявили закономерностей между употреблением такой «зараженной» пищи и возникновением рака. Да и подопытных мышек пичкали дозами акриламида в 10-100 тыс. раз больше, чем в человеческой еде, чтобы добиться внятных результатов. Так что, без сомнения, кофе – канцероген, но боятся его не надо.