Ежедневно люди делают десятки умозаключений на принятие решений по самым различным вопросам — от фасона одежды до того, представляет ли угрозу встречный прохожий подозрительного вида. Как показывают результаты исследований, выводы, сделанные нами, обычно далеко неоднозначны и являются весьма относительными.
В ходе недавнего эксперимента исследователи показываали людям с хорошим зрением серию картинок из тысячи точек синего и темно-фиолетового цвета и просили их ответить, являются ли они все синими.
Во время первых 200 показов участники видели равное количество синих и фиолетовых точек, но затем, по их мнению, число синих точек стало постепенно уменьшаться. В результате, получилось следующее: точки, которые они раньше считали фиолетовыми, стали восприниматься ими, как синие. То есть, концепция синего была расширена за счет оттенков фиолетового.
После этого исследователи усложнили тест, предупредив участников, что число синих точек будет уменьшаться и даже пообещали платить за «правильный» ответ, но результат остался прежним.
Затем участники получили более сложное задание: им было необходимо оценить, насколько угрожающим было лицо незнакомца на фото, или насколько этичными были различные подготовленные предложения. Как только количество «угрожающих» лиц и предложений сомнительной «этичности» снизилось, участники экспериментов стали воспринимать прежние вполне нейтральные лица и предложения, как угрожающие и неэтичные.
Полученные результаты объясняют, почему люди пессимистично воспринимают окружающий их мир при том, что человечество добилось больших успехов в преодолении тяжелых социальных проблем прошлого — таких, например, как нищеты и безграмотности. Однако по мере того, как они постепенно уходят на задний план, проблемы, которые раньше считались незначительными, начинают обретать в глазах людей все большую значимость.