В Массачусетском Технологическом Институте разработали экспериментальную технологию для пассивного предотвращения обледенения поверхностей. Бороться с намерзающей водой (например, на крыльях самолетов или вертолетных винтах) планируют при помощи энергии света, как солнечного, так и искусственного. В системе нет никаких подвижных частей, элементов управления, вообще ничего, кроме нескольких инновационных материалов.
Новая защита от обледенения выглядит как тонкая трехслойная пленка. Самая массивная часть, алюминиевый теплопередатчик, всего 400 микрометров в толщину. Под ним расположен слой теплоизоляции и монтажная поверхность, а сверху все накрыто уникальным проприетарным материалом. В МТИ не раскрывают его название и состав, лишь описывают свойства: это вещество поглощает 95 % падающего на него света, превращая энергию движения фотонов в тепловую.
Принцип действия прост: если посветить на антиобледенительное покрытие фонариком, в точке контакта нагреется сначала верхний слой, который затем передаст тепло на широкий алюминиевый контур, который в свою очередь станет обогревать прилегающую поверхность. Лед не растает, слишком мала мощность этой пассивной установки, но между ним и покрытием образуется тонкая прослойка воды. В результате лед теряет сцепление с поверхностью, становится ломким и при вибрациях может развалиться — вместо опасной ледяной корки на крыле самолета или дороге получаем просто скопление очень холодной воды.
Материалы, на которых все основано, пока держатся в секрете. Авторы технологии утверждают, что их испытания проходят успешно, включая и тесты под открытым небом.