Если не принимать в учет морские глубины, то самое сложное для обитания, и в то же время безмятежное место на Земле — это Антарктика. За последние полвека люди научились не просто выживать там, но и оставаться на зимовки в условиях, когда самые простые, повседневные действия связны со смертельным риском. Это сложно и одновременно очень интересно – ученые из Манчестерского университета раскрыли необычный защитный механизм полярников.
Люди – существа социальные, нам трудно без общества, поэтому группа полярников, изолированная от цивилизации на полгода и более, является отличным объектом для исследований. В основу исследования легли данные психометрических опросов членов франко-итальянской базы «Concordia». И первым дело выяснилось, что у полярников нет времени на переживания, сомнения и самокопание, потому что в суровейших условиях антарктической зимы рабочий день у каждого человека расписан едва ли не по минутам.
Ученые рассчитывали увидеть экстремальную форму трудотерапии, когда готовность к оперативному решению проблем подкрепляется постоянными мелкими успехами. Ведь даже нарубить льда и натопить воды в 60-градусный мороз – небольшой подвиг, которым можно гордиться. Но вместо этого увидели у полярников быстрое угасание всех эмоций, стремлений и желаний, люди впадали в подобие психологической спячки. В крайних случаях это принимало форму эмоциональной гибернации, анабиоза, когда человек уподоблялся роботу.
Причины лежат на поверхности – полярники ведут постоянную, но заведомо проигрышную борьбу со стихией. Их задача в итоге сводится не к победе, а к выживанию до того момента, когда настанет лето и условия жизни неизбежно улучшатся. Придет смена, привезут припасы, наладится погода и все станет хорошо – так зачем сейчас тратить энергию? При этом они сохраняют ясность мышления и выполняют не только работы на станции, но и запланированные научные исследования.
Данное открытие заставляет иначе взглянуть на вопросы организации автономных экспедиций в целом. Например, как правильно организовать психологическую разгрузку для будущих колонистов Луны и Марса, которые наверняка окажутся в схожих условиях? Или, наоборот, можно всецело положиться на наши инстинкты, которые позволят человеку выжить в условиях самого жесткого стресса?