Изначально при создании пластмасс ученые практически не задумывались о проблеме утилизации новых материалов. На первое место ставилось разнообразие их свойств, чтобы максимально расширить область применения. Так появилась структура современного пластика – это мономер, цепочка из повторяющихся соединений, к которой прикреплены многочисленные добавки, обуславливающие свойства конкретного материала.
Разрушить мономеры и синтезированные из них полимеры оказалось относительно нетрудно, но при изучении вопросов переработки пластика ученые столкнулись с проблемой добавок. Многие из них создают не только прочные, но и беспорядочные связи с мономерами, поэтому невозможно подобрать эффективные и дешевые алгоритмы их разрушения. Для решения этой задачи в Лаборатории Беркли разработали новый вид пластика: дикетоенамин.
Это соединение образуется при прикреплении трикетона к амину, а при формировании длинных нитей оно превращается в поли-дикетоенамин или ПДК. Данное вещество очень просто разрушить при помощи обычной кислоты, разбить на исходные компоненты, уничтожив тем самым основание полимера. Эксперименты показали, что добавки, включая специальную защиту от химических реакций, от нагрева и загрязнения, практически не влияют на процесс деградации ПДК.
Теоретически, перед нами универсальный материал, который можно перерабатывать бесконечно, по мере окончания эксплуатации изделий из него. На практике ПДК пока существует только в лаборатории и к реальному применению не готов. Кому нужная пластиковая бутылка, которая в какой-то момент может развалиться на части? Или пластиковая посуда, которая не продержится и десятка циклов мойки с чистящим средством. Но ПДК весьма перспективен, и работы по его стабилизации продолжаются.