В «Международном классификаторе болезней» психофизическое выгорание теперь перенесено из категории состояний здоровья в раздел профессиональных синдромов. Это давно назревший шаг – из-за противоречий в толковании выгорание работников считалось их личной проблемой, что мешало принимать официальные меры по его минимизации.
До этого решения ВОЗ работодателям было легко списать проблемы наемного персонала на депрессию, неурядицы в личной жизни, черты характера и т.д. особенно если по роду деятельности отсутствовали факторы риска. На практике же 30 % менеджеров по персоналу в Великобритании назвали выгорание своим «профессиональным» синдромом. А выгорание среди врачей США ежегодно обходится национальной системе здравоохранения в $4,6 млрд.
Специалисты признают, что не существует надежного метода констатировать выгорание, выделить его и отличить от иных синдромов. Наиболее подвержены этому явлению представители профессий, где существуют принципы самопожертвования, а эффективность работы зависит от самоотверженности исполнителей. Вскоре они осознают, что приложенные усилия не окупаются — и в минимальном числе случаев, что их работа крайне важна, но личные старания не ценятся. И от этого не только «опускаются руки», но и возникают колоссальные риски для целых профессиональных отраслей и категорий населения.
После признания выгорания профессиональным синдромом работники могут рассчитывать на новые медицинские услуги в соцпакете. Потому что ВОЗ установила связь между синдромом и, например, ишемической болезнью сердца, диабетом 2 типа, зависимостью от антидепрессантов и смертностью до 45 лет. У властей и бизнеса есть немногим больше двух лет, чтобы подготовить перечень мер и действий — новшество вступит в силу в январе 2022 года.