Все новости
Наука

На самой старой масляной картине в мире внезапно нашелся ягненок-Иисус

31 января 2020

Католическая церковь, власти Бельгии и международные кураторы не знают, как реагировать на открытие реставраторов, работающих над восстанавлением облика художественного произведения, известного как «Гентский алтарь». Это составное полотно находится в католическом кафедральном соборе Святого Бавона в бельгийском городе Гент и считается одной из старейших картин в Европе, если не в мире, написанных масляной краской. Благодаря чему и неплохо уцелело с момента создания в 1432 году. Однако во время реставрации выяснилось, что художники совершили серьезную провокацию при создания образа жертвенного агнца в нижней части картины.

Реставрационные работы над «Гентским алтарем» ведутся командой из Королевского института культурного наследия Бельгии, уже обошлись в миллионы евро и изначально считались противоречивыми. С одной стороны, почти все полотна возрастом в шесть столетий необходимо очистить от наслоений пыли, грязи и жира. С другой – уже на этапе подготовки, при анализе рентгеновских снимков, стало очевидно, что картину намеренно перерисовывали. И первыми это начали делать сами авторы – братья Губерт и Ян ван Эйки. Но почему?

Предварительный анализ показал, что до 70 % поверхности картины имеют следы ретуши. Реставраторы начали с нескольких мелких фрагментов, успешно вскрыли второстепенные элементы, вроде зданий на фоне. И когда убедились в надежности выбранного ими метода – очистили жертвенного агнца, к которому было больше всего вопросов. Из-под слоя старого лака на них взглянули огромные, пристальные глаза человека – а точнее, самого Иисуса.

Сомнений нет, это не просто не овечьи глаза, а именно та узнаваемая техника рисования божьего лика, когда глаза имеют идеальную симметрию, а зрачки расположены строго по центру. Так создается особый эффект – под каким бы углом зритель не смотрел на картину, кажется, будто нарисованный персонаж смотрит прямо ему в глаза. Прием широко применялся в христианской иконописной традиции, чтобы производить впечатление на верующих, и художники могли автоматически перенести его и на агнца. Но потом, видимо, сочли такое действие неуместным или даже провокационным, поэтому и перерисовали ягненка в более нейтральном стиле. Впрочем, это только одна из версий.

Читайте также

Гигантские крысы со звуковыми жилетками станут ночным кошмаром контрабандистов
Простая игра Powerwash Simulator оказалась на удивление эффективным средством для снятия стресса
Ветер и упаковочный полистирол позволят собирать бесплатную энергию