Католическая церковь, власти Бельгии и международные кураторы не знают, как реагировать на открытие реставраторов, работающих над восстанавлением облика художественного произведения, известного как «Гентский алтарь». Это составное полотно находится в католическом кафедральном соборе Святого Бавона в бельгийском городе Гент и считается одной из старейших картин в Европе, если не в мире, написанных масляной краской. Благодаря чему и неплохо уцелело с момента создания в 1432 году. Однако во время реставрации выяснилось, что художники совершили серьезную провокацию при создания образа жертвенного агнца в нижней части картины.
Реставрационные работы над «Гентским алтарем» ведутся командой из Королевского института культурного наследия Бельгии, уже обошлись в миллионы евро и изначально считались противоречивыми. С одной стороны, почти все полотна возрастом в шесть столетий необходимо очистить от наслоений пыли, грязи и жира. С другой – уже на этапе подготовки, при анализе рентгеновских снимков, стало очевидно, что картину намеренно перерисовывали. И первыми это начали делать сами авторы – братья Губерт и Ян ван Эйки. Но почему?
Предварительный анализ показал, что до 70 % поверхности картины имеют следы ретуши. Реставраторы начали с нескольких мелких фрагментов, успешно вскрыли второстепенные элементы, вроде зданий на фоне. И когда убедились в надежности выбранного ими метода – очистили жертвенного агнца, к которому было больше всего вопросов. Из-под слоя старого лака на них взглянули огромные, пристальные глаза человека – а точнее, самого Иисуса.
Сомнений нет, это не просто не овечьи глаза, а именно та узнаваемая техника рисования божьего лика, когда глаза имеют идеальную симметрию, а зрачки расположены строго по центру. Так создается особый эффект – под каким бы углом зритель не смотрел на картину, кажется, будто нарисованный персонаж смотрит прямо ему в глаза. Прием широко применялся в христианской иконописной традиции, чтобы производить впечатление на верующих, и художники могли автоматически перенести его и на агнца. Но потом, видимо, сочли такое действие неуместным или даже провокационным, поэтому и перерисовали ягненка в более нейтральном стиле. Впрочем, это только одна из версий.