Исследователи из Кембриджского университета экспериментально доказали наличие у каракатиц развитых когнитивных способностей, сопоставимых с человеческими. Они адаптировали классический «зефирный тест» для детей от ученых из Стэнфорда к реалиям жизни головоногих. Все испытуемые быстро разобрались с условиями и успешно прошли тестирование, доказав, что способны анализировать ситуацию и планировать будущее.
Суть теста в том, что ребенка оставляют в комнате наедине с порцией сладкого зефира, которую он может съесть. Но ему сообщают, что если он продержится 15 минут, получит еще одну порцию, и сможет съесть обе. Осознание неочевидной здесь и сейчас выгоды, возможность самоограничения ради лучшего, но отложенного результата, самоконтроль и планирование будущего считаются важными базовыми признаками интеллектуального развития.
В случае с каракатицами, которым нельзя поставить задачу на словах, их сначала обучили кодовым символам. Круг означает дверь, которую можно открыть прямо сейчас, треугольник обозначает дверь, которая откроется спустя 10-130 секунд, надо подождать. Наконец, квадрат отмечает дверь с неизвестно долгим сроком открытия. Экспериментаторы взяли голодных каракатиц и поместили за первую дверь невкусную для них королевскую креветку, за вторую привлекательную травяную креветку, а в третью камеру – сразу горсть таких креветок.
Все подопытные каракатицы не полезли в первую камеру, а спокойно дождались, пока откроется вторая. При этом никто из них не стал дожидаться открытия третьей камеры, что логично – время ожидания было совершенно непредсказуемо. Ученые связывают такое решение со стилем охоты каракатиц: они сидят под маскировкой до самого момента атаки, во время которого раскрывают себя и становятся уязвимыми. Соответственно, им нужно тщательно планировать, ради какой именно добычи идти на риск, анализируя ряд условий, а это уже интеллектуальная деятельность.