Nike подала иск в суд против компании MSCHF с целью запретить распространение эксклюзивной партии обуви под названием «Satan Shoes» (Кроссовки Сатаны). Они были изготовлены на основе модели Nike Air Max 97 специально для клипа «Montero» в исполнении рэпера Lil Nas X. В видео обыгрывается сатанинская тематика и грехопадение – вирусный контент вызвал бурную реакцию в медиасфере, а на Nike посыпались обвинения в потворстве сатанистам.
По американским законам после того, как покупатель товара оплатил его, он вправе делать с ним что угодно, если в этом нет нарушения авторского права. В данном случае дизайнеры MSCHF добавили на кроссовки пентаграммы, надписи «666» и «Luke 10:18», изображение перевернутого креста, а в подошвы вшили пузырек с 60 мл красных чернил и одной каплей настоящей человеческой крови. Модернизации подверглись 666 пар кроссовок и после выхода клипа все они были распроданы по $1018 буквально за несколько минут.
Позиция Nike строится на том, что хотя внешний вид обуви и был изменен, оригинальный и узнаваемый дизайн сохранился, что и послужило поводом связать бренд с сатанизмом, чего нет в реальности. Претензии подкреплены рядом гневных посланий от клиентов, которые не стали разбираться в деталях, а сходу обвинили бренд в потворстве сатанистам, и призвали бойкотировать его товары. Репутация торговой марки под угрозой, а потому единственным способом защитить себя там сочли обращение в суд.
Примечательно, что в компании MSCHF не скрывают, что устроили провокацию – напротив, гордятся успехом своей затеи. Само название организации происходит от слова «mischief», то есть, «озорство, вредительство», а ее гендиректор Габриэль Уэйли открыто заявляет «Мы работаем вовсе не для того, чтобы делать мир лучше». Компания создает вирусный и абсурдный контент, цитата: «Мы делаем мерзости, а люди покупают наши вещи». Сам рэпер Lil Nas X тоже в восторге – он привлек массу внимания и пожинает плоды успеха.