Полет на Марс — самая сложная и амбициозная задача, которая вставала перед первопроходцами со времен первых кругосветных путешествий под парусом. И дело вовсе не в техническом аспекте, основная проблема – люди. Во время пилотируемой миссии им придется почти три года провести в пространстве размером с однокомнатную квартиру, в компании других людей, не имея возможности ни уединиться, ни изменить правила игры. Велика вероятность, что все завершится конфликтом, а миссия окажется под угрозой.
В полете на Марс три главных психологических трудности. Во-первых, тотальное безделье на протяжении многих месяцев, но при этом нужно все время быть начеку в ожидании форс-мажора. Во-вторых, связь с Землей имеет задержку более 20 минут, нормальный диалог или культурный обмен исключен. Как и своевременная психологическая помощь. В-третьих, в условиях изоляции все астронавты окажутся один на один со своими проблемами и при этом невольно будут влезать в чужое личное пространство.
Космический Центр Джонсона в Хьюстоне и миссия SIRIUS в Институте биомедицинских проблем (ИБМП) в России объединили усилия для проведения многоэтапного эксперимента по симуляции полетов в космосе в условиях полной изоляции экипажа. Цель – изучить параметры индивидуальной и социальной нагрузки на космонавтов, смену их настроения, способности к психосоциальной адаптации.
В прошлых экспериментах было выявлено, что способность верно мыслить в критической ситуации в подобных условиях автономного полета падает на 40%, а порой и на 80 %. Приемлемый стандарт для космических миссий – 100 %. Поэтому на каждом этапе эксперимента участников будут разными способами подводить к опасным пределам нагрузок, чтобы изучить, как они справятся с этим. И чтобы понять, что нужно изменить в программе подготовки, чтобы экипаж космического корабля элементарно не сошел с ума в процессе выполнения поставленной перед ним запредельно сложной задачи.