Невероятные инженерные решения восхищают нас своей сложностью и грандиозными размерами. Среди них — самый большой экскаватор в мире, машина, которая заслуживает нашего восхищения и почетного звания «Титан индустрии». Представляем вашему вниманию Bagger 288.
Начало эксплуатации
Bagger 288 был произведен компанией Thyssen Krupp Fordertehnik для немецкой угледобывающей компании Rheinbraun в 1978 году. Машину построили для работы в карьерах Гарцвейлера и Хамбах в Германии.
Размеры и характеристики
Bagger 288 впечатляет своими размерами: его длина составляет 240 метров, высота — 96 метров, а ширина — 46 метров. Для сравнения, это примерно как высота Эйфелевой башни и длина двух футбольных полей! Масса экскаватора составляет более 13,5 тысячи тонн.
Своими размерами Bagger 288 обязан гигантскому роторному ковшу на огромной передней лапе. Каждый из 18 ковшей способен перебросить 8,475 кубических метров земли за один раз, что позволяет экскаватору перемещать 10 000 кубических метров в час или 240 000 тонн в день.
Перемещение Bagger 288
В феврале 2001 года Bagger 288 переехал из карьера Гарцвейлер в карьер Хамбах, проехав за 22 недели около 22 километров со скоростью 2 метра в минуту. Это было величайшее путешествие в истории таких гигантских машин. Экскаватор передвигается на шасси, состоящем из 12 широких гусениц, что помогает распределить его массу и предотвратить застревание в грунте.
Управление
Удивительно, но управление этим гигантом не столь сложно. Роторный экскаватор Bagger-288 функционирует круглосуточно, что предполагает трехсменную работу персонала, состоящего из четырех человек: двух операторов экскаватора, специалиста по контролю работы ленточного конвейера и начальника смены. В процессе работы команда полностью самостоятельна. Внутри этого «небоскреба на гусеницах» обустроена комфортная комната с туалетом, кухней и большим запасом воды для отдыха и удовлетворения бытовых потребностей.Работа оператора на Bagger-288 во многом напоминает компьютерную игру, где джойстики используются для управления как ротором, так и движением всего аппарата.
Работу команды облегчают передовые навигационные системы и видеонаблюдение. Оператор экскаватора размещен в небольшой кабине, находящейся недалеко от ротора, прямо на «лапе» экскаватора, что обеспечивает ему идеальный обзор. Его работа требует максимальной ответственности и постоянного внимания, так как необходимо контролировать, чтобы ковши заполнялись оптимально, стенки реза не обрушивались и были ровными, а ротор не был поврежден посторонними предметами, например, твердыми породами, встречающимися в слоях.
Руководитель команды выполняет функции стратега и организует работу всей группы. Время от времени ему даже приходится спускаться вниз, чтобы проложить путь, когда экскаватор перемещается с одного участка карьера на другой.
Преимущества и недостатки
Однако у этого великана есть и свои недостатки. Он потребляет огромное количество электроэнергии, как небольшой город, и требует специального обслуживания. Кроме того, из-за своего размера он сложно управляем и медленно передвигается.
Bagger 288 — уникальнейшее техническое мегасооружение, занесенное в Книгу рекордов Гиннеса. По своим размерам он превзошел знаменитый гусеничный транспортер НАСА, многие годы доставлявший ракеты-носители и шаттлы на стартовую площадку. Этот экскаватор не просто машина, а произведение инженерного искусства.
Историческая справка
Создателем первого экскаватора считается гениальный Леонардо да Винчи. Примерно в 1500 году он набросал чертеж грейфера для землечерпалки, которая, несколько лет спустя, под его руководством участвовала в прокладке каналов в Миланской долине.
Дело великого итальянца продолжили французские механики Бальм и Белидор, представившие в 1718 году проект двухковшового землеройного устройства, позже участвовавшего в строительстве портов Тулона и Бреста.
Настоящей революцией стало создание первого парового экскаватора американским инженером Уильямом Отисом в 1836 году, который он назвал «крановой лопатой для выемки и удаления земли». Она представляла собой неуклюжую, громоздкую машину мощностью всего 20 л. с. с поворотом ковша чуть более на 180 градусов.
Первым российским экскаватором стал «Путиловец», построенный на Путиловском заводе в Санкт-Петербурге в 1903 году. Всего до 1917 года было построено 37 машин, которые активно использовались при строительстве железных дорог.
Типы современных экскаваторов
За минувшие столетия экскаваторы совершили головокружительную техническую эволюцию и сегодня представляют собой многочисленное семейство машин, выполняющих различные виды земляных работ. Среди них шагающие, карьерные, гусеничные, гидравлические, роторные экскаваторы. И это далеко не полный список. Они отличаются друг от друга мощностью, размерами, объемом ковша, технической оснащенностью и множеством других характеристик.
Шагающий экскаватор
Главная его особенность — в способе передвижения. В отличии от своих многочисленных «собратьев» у него отсутствует ходовая часть в привычном понимании — колеса или гусеницы. Дело в том, что колоссальная грузоподъемность и огромный собственный вес в процессе работы полностью исключают их использование. «Ноги» шагающего экскаватора больше напоминают лыжи или гигантские башмаки.Во время работы ШЭ стоит на широкой поворотной плите, обеспечивающей равномерную нагрузку на почву. Для смены места он приподнимается и с помощью специального механизма делает шаг, после чего опускается на землю.
Карьерный экскаватор
Место работы карьерных экскаваторов — карьеры, где добываются уголь, металлические руды и другие полезные ископаемые. Они используются также при строительных и дорожно-строительных работах для подготовки площадок, погрузки материалов для последующей транспортировки.КЭ перемещаются на гусеницах, что обеспечивает им высокую маневренность и проходимость. Основной рабочий элемент КЭ — ковш, с помощью которого он может захватывать грунт и перемещать его к месту выгрузки (отвала).
Гусеничный экскаватор
Пожалуй, самая многочисленная разновидность землеройной техники. ГЭ незаменимы в строительстве, лесозаготовках, коммунальном хозяйстве, в дорожно-строительных и аварийно-спасательных работах. Главная отличительная особенность ГЭ — гусеницы, с помощью которых они перемещаются по объекту, обеспечивая высокую проходимость и маневренность.
Гусеничные экскаваторы бывают одно- и многоковшовыми, с электрическими и дизельными двигателями, с гидравлическим и механическим приводами.