Инициатива «Blue Visby» собрала достаточно данных, включая практические эксперименты, чтобы подготовиться к воплощению в жизнь. Этого не произойдет по множеству причин, но сама идея заслуживает внимания. Суть в том, чтобы изменить условия движения грузовых кораблей так, чтобы те тратили как можно меньше топлива и не загрязняли атмосферу.
Текущая схема движения судов на многих маршрутах архаична, она имеет корни из времен парусного флота. И описывается предельно просто – кораблю следует переместиться между портами с наибольшей скоростью, а потом ждать разгрузки. Из-за этого суда тратят дополнительное топливо для движения с ускорением, а потом впустую жгут горючее в ожидании, когда освободятся портовые мощности для их обслуживания. Вместо этого грузовым кораблям предлагается перемещаться на малых скоростях с экономией топлива на всех этапах.
Команда Blue Visby провела исследование с участием 3651 судна Panamax, которые совершили 20 580 рейсов в 2022 году. При использовании новой методики движения выбросы сократились бы в среднем на 23,2 %. В другом исследовании от NAPA рассматривались 150 000 рейсов 13 000 грузовых судов в 2019 году. Если бы корабли снизили скорость всего на 1 узел, это дало бы сокращение выбросов на 16 %.
Проблемы внедрения данной системы очевидны – никто не собирается терять прибыль и подстраиваться под графики движения, предложенные малоизвестной организацией. И аргументы в защиту экологии тут не имеют никакого веса. Более того, помимо гигантских танкеров и контейнеровозов в мире работает множество судов меньшего размера, которые также создают нагрузки на портовые мощности. Учесть, а потом скорректировать весь морской трафик мира или хотя бы одного крупного порта – задача запредельной сложности.