Bell X-2
Темп гонки задал опытный самолет с ракетным двигателем — Bell X-2 «Starbuster», созданный специально для исследований процессов при тройной скорости звука. Машина запускалась с носителя. Его абсолютный рекорд и сейчас, спустя более 60 лет, вызывает восхищение — скорость свыше 3300 км/ч, максимальная высота – около 40 км. Серия самого быстрого самолета в мире на тот момент, ограничилась двумя экземплярами.
Ту-144
Ту-144 – из поколения «шестидесятников». Его создатель – великий советский конструктор А. Н. Туполев посвятил свою жизнь самолетам тяжелого класса – бомбардировщикам и пассажирским авиалайнерам. Дважды он создал пассажирские версии своих грозных боевых машин — Ту-104 из Ту-16 и Ту-114 из Ту-95. Но его вершиной стал Ту-144 – первый в мире пассажирский авиалайнер, взлетевший на сверхзвуке без малого полвека назад – в 1968 году.
F-111 Aardvark
Стратегический бомбардировщик ВВС США Aardvark F111 тоже родом из шестидесятых. Заступил на службу в 1967 году. Мог летать в зависимости от высоты на скоростях от 1475 до 2650 км/ч. Свою основную ракетно-бомбовую «миссию» успешно совмещал с разведкой и постановкой помех.
Lockheed SR-71 «Blackbird»
Его ровесник и «сослуживец» стратегический разведчик Lockheed SR-71, прозванный за свой хищный вид и черную окраску «Blackbird». Основная его задача – вспарывать на скорости около 3000 км/ч и высоте около 26 км воздушное пространство других государств и безнаказанно добывать там нужную шпионскую информацию.
В активе «Черной птицы» разведывательные миссии во Вьетнаме, Северной Корее, Кубе. Отмечены случаи нарушения госграницы СССР. Создатель самолета Кларенс «Келли» Джонс сумел внедрить в свое детище несколько новых разработок, включая технологию «стелс». И все же назвать этот проект удачным язык не поворачивается, поскольку из 32 построенных машин 12 было потеряно из-за технических неисправностей. Подробнее про SR-71 «Blackbird».
МиГ-25
Достойнейшим ответом советского авиапрома американскому ВПК стал истребитель-перехватчик МиГ-25 – детище КБ Микояна-Гуревича. Он не уступал своим иностранным визави ни в скорости (М=3), ни по высоте полета (23 км), ни в маневренности, ни в вооруженности. Находился на вооружении почти 30 лет.На его базе было создано около полутора десятков различных модификаций от высотного истребителя-перехватчика до разведчика погоды. Кстати, с появлением МиГ-25 резко прекратились попытки нарушений воздушных границ SR-71.
F-14A Tomcat
А гонка все набирала обороты. Росли скорости и возможности боевых машин по обе стороны океана. На смену видавшим виды «Фантомам» в 70-е годы пришел палубный перехватчик F-14А «Томкэт». Он уверенно преодолевал отметку 2500 км/ч, взмывал на 17-километровую высоту и мог перехватывать цели на дальности свыше 3000 км, имея при себе подвесные баки.
Его последующая модификация – F-14D имела более мощный радар, позволяющий контролировать до 24 целей, а при необходимости шесть из них уничтожить ракетами «воздух-воздух».
МиГ-31
И все же, если бы враг задумал обрушить на нас тонны смертоносного высокоточного металла, его бы ожидал достойный ответ. Уже на дальних подступах непрошеным гостям предстояла малоприятная встреча с всепогодным истребителем-перехватчиком дальнего действия МиГ-31.
Группа в составе 4-х машин может полностью контролировать фронт шириной до 900 км, уничтожая при необходимости любые цели, независимо от внешних условий. МиГ-31 может разгоняться до 3000 км/ч и работать на любых высотах до 18 км. Подробнее про МиГ-31.
В настоящее время ведется разработка следующего поколения истребителя — МиГ 41.
Су-27
Последние три десятилетия для российской боевой авиации прошли под знаком «Су», а если точнее – Су-27, принятого на вооружение в 1982 году. Ему суждено было стать прародителем целого семейства «Сухих» — 27УБ, 30, 33УБ, 27М, 34 и 35. Благодаря уникальному ноу-хау – управляемому вектору тяги, Су-27 не имеет конкурентов в маневренности – одному из главных козырей в достижении господства в воздухе.
NASA Х-43А
Авиация все активнее осваивает гиперзвуковые скорости. Пожалуй, наибольших успехов достигли создатели экспериментального самого быстрого гиперзвукового беспилотника Х-43А, создаваемого NASA в рамках проекта «Hyper-X». Этот летательный аппарат с прямоточным РД еще 11 лет назад сумел разогнаться до 11,3 тысячи км/ч.