Долгая дорога в небо
Работа над созданием первых истребителей 4-го поколения в США и СССР начались в конце 60-х годов. Главными участниками этой гонки стали McDonnel Douglas и ОКБ Сухого. В результате к 1972 году в США был создан истребитель F-15 Eagle. Его советский визави назывался Т-10.
Американцы все же опередили нас на несколько лет. F-15 начали поступать на вооружение уже в 1976 году, когда Т-10 был еще в работе. Однако советские конструкторы сумели извлечь пользу из своего отставания, взяв за основу характеристики уже действующего американского истребителя с целью их улучшения на 10 %.
У колыбели будущего Су-27 стояла элита ОКБ – В.И. Антонов, О.С. Самойлович, В.А. Николаенко. Огромный вклад в его создание внесли первые главные конструкторы Т-10 Н.С. Черняков, М.П. Симонов (позже возглавивший ОКБ), а также бригада проектировщиков под руководством Л. И. Бондаренко.
Одной из особенностей новой машины стало то, что подъемную силу создавало не только крыло, но и фюзеляж. Это позволило увеличить внутреннее пространство планера, где стало возможным установить вместительные топливные баки и новое электронное оборудование.
С учетом некоторой статической неустойчивости самолета по тангажу в нем впервые была установлена ЭДСУ — электродистанционная система управления, позаимствованная у дальнего (так и не состоявшегося) ракетоносца Т-4, знаменитой «сотки».
Ставить на крыло Су-27 было доверено прославленному летчику-испытателю В. С. Ильюшину. Сборка самолетов осуществляется на авиационном предприятии в Комсомольске-на-Амуре. Начало серийных поставок Су-27 – 1984 год, однако официально его приняли на вооружение лишь 6 лет спустя после устранения недостатков. Первые Су-27 выпускались в двух вариантах – серийный Су-27С и перехватчик Су-27П для войск ПВО.
Технические особенности
Люди, непосредственно связанные с авиацией, в один голос скажут о том, что все хорошие самолеты очень красивы. Великолепное изящество Су-27 придает плавный переход крыла в фюзеляж, образующие монолитный корпус, который завершается вертикальным двухкилевым оперением. Истребитель необычайно легок в управлении и маневрировании, благодаря электродистанционной системе управления, обладающей точностью и высоким быстродействием.
На истребителях были установлены мощные, экономичные турбореактивные двигатели АЛ-31Ф, разработанные в КБ «Сатурн» с максимальной тягой 7770 кгс. На форсаже двигатель давал все 12500 кгс. Большие возможности Су-27 поддерживались просторными топливными баками на 9,5 тонн керосина, что обеспечивало ему боевой радиус почти в 1,5 тыс. км и возможность лететь без дозаправки почти 4 тыс. км.
Настоящей изюминкой Су-27 по праву считается система управляемого вектора тяги, позволяющая управлять соплами в пределах плюс-минус 15 градусов и интегрированная в СКП – систему контроля полетом. Она чутко реагирует и мгновенно выполняет команды пилота. Новая система значительно расширила возможности маневра на скоростях, близких к нулю, с выходом на большие углы атаки. Самый яркий пример возможностей уникальной системы — знаменитая «кобра».
Передний и задний обзор пилоту обеспечивает бортовая РЛС Н001 соответственно до 80 и 40 км. Она способна контролировать до 10 целей одновременно. Дополнительные возможности в точности сопровождения Су-27 придает квантовая оптико-локационная станция.
Арсенал Су-27 размещается на 10 точках подвески в виде 6 ракет Р-27 «воздух-воздух», 6 ракет Р-73, предназначенных для ближнего боя и 2 ракет с тепловым наведением.