Все новости
Техника

Авианосец «Ляонин»: из варяг в китайцы

8 ноября 2015
Начавший свою жизнь под именем «Рига», сменивший три страны-владельца и побывавший кораблем-казино, нынче авианосец «Ляонин» стал первым и единственным авианосцем Китайской Народной Республики. Какова история этого корабля и где он находится сейчас?

Из Варяга в Ляонин

В 1985 году ВМФ СССР заказало второй авианосец проекта 11435 под названием «Варяг». Однако, несмотря на начало работ по строительству, он так и не был достроен. При разделе имущества, во времена развала СССР, крейсер в недостроенном состоянии перешел Украине, но спустя несколько лет в 1998 году был продан как металлолом в Поднебесную. Китай приобрел его за смешную, даже по тем временам, сумму, а именно за 25 миллионов долларов.

Изначально его планировалось использовать в весьма специфических целях — в качестве средства развлечения и размещения в нем казино. Идея, казалось бы, интересная, но в планы военных входила перестройка крейсера для военных нужд страны. В 2000 году 6 буксиров начали перевозку корабля, за которую Поднебесная заплатила 5 миллионов долларов. Спустя два года авианосец был доставлен в Китай, а после отправлен на модернизацию и перестройку. В 2005 году специалисты из Китая взялись за перестройку авианесущего крейсера на верфи в Даляне для ВМС КНР.

Ход испытаний и возможные трудности

В 2011 году по заявлению министров обороны все основные работы по перестройке «Варяга» были закончены. Однако, согласно многим китайским изданиям, «Ляонин» не был оснащен важным для китайского авианосца оборудованием – аэрофинишерами. Изначально китайская сторона предполагала приобрести их у России, но получила отказ. Дело в том, что оборудование подобного рода несет стратегический характер, и его продажа является нецелесообразной. Таким образом, КНР столкнулась с определенными трудностями, ведь разработка систем аэрофинишера — весьма трудоемкий и наукоемкий процесс. Это вполне могло поставить под сомнение дальнейшую судьбу «Варяга».

В период с 2011 по 2012 год крейсер подвергался различного рода испытаниям. Так, в середине 2011 года «Ляонин» отплыл из порта на проведение полевых испытаний, после чего снова вернулся в Далянь. А в конце года вновь покинул свое место дислокации. В этот период корабль неоднократно повергался проверке систем вооружения и оборудования. Однако, по заявлениям многих СМИ со ссылкой на официальные источники, в министерстве утверждали, что, несмотря на все мероприятия, потребуется еще несколько лет, чтобы полностью закончить тестирования систем. После чего станет возможным посадка самолетов.

Птички для новорожденного «Ляонина»

Китай весьма изобретательная страна — для своего новоиспеченного корабля была разработана своя вариация палубного самолета Су-33, имеющего идентификатор J-15 «летающая акула». Взлет с авианесущего крейсера требует определенного мастерства от пилотов, поэтому для тренировки пилотов и их обучения в 2008 году было начато строительство испытательно-тренировочного комплекса морской авиации. Комплекс идентичен аналогичным базам в бывшем СССР. На сегодняшний день комплекс сдан в эксплуатацию.

По данным министерства обороны с палубы корабля уже было совершенно более сотни взлетов корабельных самолетов «летающая акула».

Основные характеристики и вооружение

Водоизмещение корабля составляет 59500 тонн. Длина 304,5 метра, а ширина 38 метров (полетной палубы — 75 метров). В ходе испытаний была заявлена скорость примерно 54 км/ч. Штат военнослужащих насчитывает 1980 человек, где одну треть составляют офицеры.

В плане вооружения корабль оснащен противовоздушными оборонительными комплексами. Это три семиствольных 30-мм оружий Type 1130. Ракетное снабжение представлено тремя восемнадцатизарядными ПУ ЗУР FL-3000. На крейсере базируется авиагруппа 30 самолетов J-15, еще 24 Changhe З-8.

Наше время

На сегодняшний день китайский авианосец «Ляонин» был принят на вооружение КНР и отправлен в далекое плавание из порта Циндао. Для участия в проведении полевых тренировок и исследовательских испытаний. Однако, по заявлению многих СМИ, авианосец «Ляонин» был замечен в порту Тартус. Более того, сообщается о тысяче китайских морских пехотинцев, которые появились вместе с прибытием авианосца Ляонин. Тартус стал пристанищем и ракетного крейсера Китая. Однако западные СМИ не упоминают об этом.

Прибытие крейсера вполне понятно. Уже долгое время Китай грезит о возрождении шелкового пути. А учитывая проблемы, нарастающие в странах Восточного региона, это может быть не так и просто.

Маленький Ляонин

Закончим нашу статью забавным фактом. В апреле этого года 80-летний житель Китая спустил на воду свой собственный авианосец. Миниатюрная копия «Ляонина» была построена за два месяца своими руками. На создание такой игрушки Вэнь Ю вдохновил его внук. Мощным вооружением, как у старшего «брата», маленький авианосец похвастаться не может, однако один истребитель у него на борту все-таки есть.

Читайте также

Кастомный электробайк DAB Motors 1a черпает вдохновение в геймерской культуре
Корвет ВМС Германии проплыл по Темзе под звуки «Имперского марша»
ОАК показала кадры с испытаний прототипа Ил-114-300