По мнению специалистов NASA, уже в недалеком будущем на смену современным ширококрылым лайнерам придут самолеты нового поколения с длинными, тонкими и гибкими крыльями. Это позволит значительно снизить аэродинамическое сопротивление и расход топлива.
Однако у таких крыльев существует серьезная проблема – так называемый флаттер, процесс самовозбуждающихся колебаний, изгибающих и скручивающих плоскость крыла или несущего винта, что в конечном итоге приводит к их разрушению.
Scunk Works, подразделение Lockheed Martin, отвечающее за секретные разработки, совместно с NASA проектирует прототип будущего самолета с гибкими крыльями, устойчивыми к флаттеру. Программа действует с 2012 года, результатом ее уже стал беспилотник Х-56А, оснащенный двумя ТРД Р400. Его вес 281 кг, размах крыльев 8,5 метров.
Первые испытания оказались фатальными: один из двух Х-56А разбился при первом же испытании в ноябре 2015 года. Разработчики учли свои ошибки и следующие полеты оказались более успешными. Были также усовершенствованы шасси, тормозная система и полетный контроллер. Предварительный итог подвел руководитель проекта Чэн Моуа:
«Возникшие проблемы при взлете и посадке на данный момент решены. Мы хотим показать, что возможно создать такое крыло, которое позволит контролировать возникающие во время полета колебания».