В-21 Rider – стратегический бомбардировщик ВВС США нового поколения, предназначенный для преодоления ПВО противника в «невидимом» режиме, постепенно становится «невидимкой» для американских налогоплательщиков в плане финансирования его разработки.
Ссылаясь на необходимость защиты интересов национальной безопасности, командование ВВС держит в секрете стоимость контракта 2015 года с разработчиком В-21 Northrop Grumman, а также сумму предполагаемых общих расходов на поддержание программы.
Как известно, новый бомбардировщик В-21 должен заменить устаревшие В-1 и В-2. В соответствии с планом, Пентагон намерен закупить 100 новых самолетов, которые начнут поступать на вооружение с середины 2020-х годов. Причем их способность по доставке ядерного оружия будет сертифицирована только спустя два года после поступления в ряды ВВС. В октябре прошлого года Бюджетная комиссия Конгресса спрогнозировала общую стоимость программы, включая разработку и закупку, на уровне 97 млрд. долларов.
Нестыковки в финансировании программы В-21 начались еще на стадии борьбы за контракт. Победу в получении заказа Northrop Grumman обеспечила себе тем, что в процессе тендера выставила цену ниже предложенной Пентагоном.
Однако этот случай далеко не первый в практике крупных военных подрядчиков. Получив долгожданный многомиллиардный заказ, новоявленные исполнители затем с лихвой компенсируют все свои расходы и, более того – хорошо на этом заработают. Так, в 80-е годы стоимость программы бомбардировщиков В-2 значительно превысила ее первоначальную цифру. В результате, вместо закупки запланированных 135-150 самолетво Пентагон закупил всего 20. Аналогичная судьба постигла и последующие программы F-22 и F-35.