Все новости
Технологии

Графеновая вуаль поможет сохранить бесценные произведения искусства

30 августа 2021

Графен – самый тонкий из известных материалов, он состоит всего из одного слоя атомов углерода, расположенных в гексагональной решетке. Такая структура придает ему множество необычных свойств с большими перспективами применения в современных устройствах: батареях, суперконденсаторах, антеннах, фильтрах для воды, транзисторах, солнечных элементах и сенсорных экранах. А еще этот чудо-материал может решить проблему выцветания знаменитых художественных полотен.

Музеи обеспокоены обесцвечиванием картин на выставках и при хранении. Солнечный свет, влажность и летучие органические соединения ускоряют их старение. Например, под угрозой исчезновения находятся картины «Спальня» и «Подсолнухи» Винсента Ван Гога, картина «Крик» Эдварда Мунка.

Причины разрушения полотен весьма разнообразны. Например, на нескольких картинах Джорджии О'Киф, хранящихся в музее в г. Санта-Фе, на протяжении десятилетий образовывались крошечные пузыри. Реставраторы обнаружили подобные дефекты на самых разных картинах, включая работы Рембрандта. Изначально ученые предположили, что это песчинки, застрявшие в краске. Но потом пузырьки начали разрастаться и отслаиваться.

Химики пришли к выводу, что пузыри являются результатом химической реакции ионов металлов в свинцовых и цинковых пигментах с жирными кислотами основы краски. Примерно 70 процентов всех масляных картин в мире в той или иной степени имеют такие дефекты.

В случае с серией картин Ван Гога «Подсолнухи», которые выцветали в течение последнего столетия из-за постоянного воздействия света, виноват хромат свинца в пигменте «желтый хром», так любимом художником. Исследование 2011 года показало, что хром, содержащийся в желтом пигменте, активно реагирует с барием и серой под воздействием солнечного света.

В марте прошлого года ученые взяли мазки с экспонатов эпохи Возрождения и подтвердили присутствие на них микробов. Эти микробы питаются соединениями, содержащимися в краске, клее, холсте и дереве. Это, в свою очередь, приводит к образованию влаги, ускоряющей появление плесени и порчу произведений искусства.

Даже современные картины склонны к необратимым изменениям цвета из-за воздействия света и окислителей. Недавно были проведены экспериментальные работы по использованию наноматериалов для сохранения произведений искусства – в частности, графена. Материал толщиной в один атом прозрачен, легко прилипает к различным подложкам и служит отличным барьером для кислорода и других газов. Он отталкивает влагу и хорошо поглощает ультрафиолетовый свет.

В экспериментах по защите от старения были использованы картины, каждая размером 20 x 20 см. На их поверхности частично нанесли графеновую вуаль. Обе картины были затем искусственно состарены. Слои графена в обоих случаях не имели признаков трещин или складок после состаривания.

Третья картина была использована для оценки возможности безопасного и легкого удаления графенового слоя с поверхности картины. Графен нанесли тем же способом, состарили под светом ламп, а затем удалили с помощью мягкого ластика.

Эксперимент доказал эффективность графеновых покрытий для защиты произведений искусства от воздействия вредных веществ – особенно тех образцов, которые созданы на глянцевой бумаге, картоне и холсте. Однако авторы предупреждают, что метод может не подходить для картин с очень шероховатой поверхностью или рельефным узором. Для таких случаев авторы разработали метод осаждения графена на защитном стекле, закрывающем картину.

Читайте также

Ученым удалось организовать первую успешную коммуникацию между спящими людьми
Хирург с игровым джойстиком провел операцию на расстоянии в 9300 км
Американские военные управляют оружием и техникой с помощью кастомных игровых контроллеров