Вы знали, что во время Первой и Второй мировых войн в доставке американских военных грузов участвовали... корабли из бетона?
Столь необычное решение объяснялось нехваткой металла. В годы Первой мировой было спроектировано 24 бетонных корабля, из которых построено было только 12. Один из них, USS Altus, длиной 76,2 метра имел водоизмещение 2500 тонн.
Суда из бетона строились в соотношении длины к ширине 5:1, что отражало реалии того времени. Чтобы выдерживать удары волн, бетонный корпус приходилось делать толстым, что увеличивало вес корабля. Однако по сравнению с другими строительными материалами – и даже сталью – бетон значительно легче. Тем не менее, сталь намного прочнее, поэтому судостроителям для создания корпуса корабля требовалось меньше стали по сравнению с бетоном.
В дальнейшем оказалось, что бетонные суда садились на мель гораздо чаще обычных вследствие возросшей осадки. Им также требовались более мощные двигатели с повышенным расходом топлива.
Во Вторую мировую войну все заказанные командованием ВМС США 24 судна из бетона были построены. Судьба двух – SS Vitruvius и SS David O. Saylor – хорошо известна: во время высадки союзников в Нормандии их специально затопили, превратив в площадку-волнорез, на которую десантировались морские пехотинцы и техника.
Кстати, в волнорезы, в конце концов, были превращены большинство бетонных судов. Одно из них, SS Palo Alto, было выброшено на берег после Первой мировой войны в районе парка Сиклифф (Санта-Крус, Калифорния), превратившись в местную достопримечательность. Сейчас вокруг него построены танцпол, бассейн с подогревом, различные аттракционы и даже рыболовный пирс.