В мире существуют всего несколько глобальных навигационных спутниковых систем: американская GPS, российская ГЛОНАСС, европейская Galileo и китайская Beidou. Однако все они по умолчанию ненадежны, требуют подтверждения данных с нескольких спутников и имеют свойство пропадать. Это вполне можно пережить, передвигаясь в обычном автомобиле, но абсолютно недопустимо для автономного транспорта будущего.
Например, военные компенсируют неточность за счет персональных инерциальных систем навигации, компасов, акселерометров и т.д. В гражданской сфере, в условиях сложного рельефа или плотной застройки, невозможность принимать сигнал вынуждает инженеров выкручиваться при помощи подручных средств. Роботов оснащают камерами для ориентации в пространстве, эхолокаторами, лазерными лидарами и прочими сенсорами. Но усложнение конструкции – тупиковый путь.
Команда Зака Кассаса из Университета Калифорнии решила разработать альтернативный принцип навигации. Он базируется на анализе вторичных радиосигналов. Любой Wi-Fi роутер, смартфон, платежный терминал, спутниковая антенна, вышка сотовой связи, бортовой компьютер автомобиля или корабля излучает сигналы. Задача – уловить и проанализировать их.
Чтобы добиться этого, команда провела теоретический анализ существующих вторичных сигналов. Также была разработана специализированная программно-аппаратная система, которая может извлекать данные о времени и местоположении из вторичных сигналов и преобразовывать их в навигационную информацию.
Следующим шагом планируется протестировать новую навигационную систему на дронах и наземной беспилотной технике. В перспективе эта технология может стать краеугольным камнем для навигации массы автономных роботизированных систем будущего.