Все существующие коммерческие голографические технологии по сути являются оптическими иллюзиями. Это либо двумерные модели, на которые нужно взирать под определенным углом, либо шаблоны для использования в комплекте с очками дополненной реальности вроде HoloLens. Истинные же голограммы, где свет формирует трехмерную картинку, в настоящий момент крохотны и неказисты.
Одна из причин такого положения вещей в том, что при переходе от двумерной картинки к трехмерному изображению объем данных для записи этой информации вырастает до неприлично высоких показателей. Обработка такого цифрового массива – чрезвычайно трудоемкая затея, поэтому очень достойным результатом считается голограмма размером в 1 кубический сантиметр с максимальным углом обзора всего в 3 градуса. Создавать нечто большее элементарно нерентабельно.
Пока суперкомпьютеры еще не помещаются в кармане, ученые из Корейского института передовых технологий (KAIST) предложили промежуточный вариант. Они расположили между модулятором световой волны и зрителем пару голографических диффузоров. Эти устройства рассеивают свет и создают своего рода отражение, копию исходного голографического изображения. Она переполнена помехами и не отличается детализацией, но зато куда крупнее оригинала, плюс увеличивается угол обзора объекта.
В экспериментальной установке корейцы получили истинно трехмерную голограмму 2 см в поперечнике, которую можно наблюдать под углом до 35 градусов. По совокупности параметров это в 2,6 тыс. раз эффективнее работы существующих голографических дисплеев без диффузоров. Контроль над рассеянным светом превращает его из досадной помехи в полезного союзника, а в перспективе это позволит создавать трехмерные экраны больших размеров. Удобные уже для реальной работы, а не только для лабораторных экспериментов.