Подлодкам и самолетам трудно связаться другом с другом, когда они находятся каждый в своей среде. Над водой для связи используются радиоволны, однако они глушатся жидкостью, в которой куда более эффективны сонары и прочие акустические системы. В Массачусетском Технологическом Институте придумали интерфейс, который объединит два этих разных вида коммуникаций.
В основе системы обычный подводный акустический излучатель, работающий на разных частотах для кодировки логических данных. Например, волна на 1000 Гц означает «0», а на 200 Гц «1». Такую систему можно мультиплексировать для увеличения скорости передачи данных. Когда волна достигает поверхности воды, на ней создается рябь, которая кардинально отличается от естественного волнения моря – колебания среды быстрые и их очень много в единицу времени. Остается только навести на этот участок воды радар с самолета, считать отраженный сигнал и декодировать его.
Воздушный радар работает на частотах 30-300 ГГц, он обслуживается мощным компьютером, который анализирует каждый отраженный радиолуч на мощность и пройденное расстояние, отсеивает помехи и может наводить радар, чтобы удерживать в прицеле заданный участок воды. Прототип установки прошел 500 испытаний в бассейне, включая и постановку помех пловцами, по большей части успешно. Удалось передать и принять целые фразы, с точностью до буквы.
У ученых есть большие сомнения, что в реальном, бурном и соленом море эта технология будет столь же эффективна. Но даже если нет и вместо четкой, высокоскоростной связи мы получим лишь эквивалент проблескового маячка, то можно будет научить черные ящики самолетов подавать сигнал о себе прямо с глубины, не дожидаясь, пока к району крушения подойдут спасатели с подводным оборудованием.