Группа исследователей из нескольких учреждений США разработала метод проверки врачебной компетенции хирургов с помощью технологии визуализации мозга.
Оценка хирургических навыков очень сложна. До сих пор этим занимаются хирурги-эксперты, наблюдающие за действиями своих подопечных во время операции, а также во время тестов на тренажерах.
Предыдущие исследования показали, что мозг ведет себя определенным образом в процессе деятельности, требующей сложной моторики. В частности, были зафиксированы определенные характеристики, которые связывают между собой двигательную дисфункцую, уровень когнитивной функции, двигательное действие, восприятие и многозадачность.
Эти специфические характеристики мозга можно использовать и в обратную сторону — для сравнения полученных параметров с параметрами высококвалифицированных врачей.
В эксперименте участвовали хирург-эксперт, начинающие хирурги из числа студентов, студенты-медики, практикующие в институтах, и студенты-медики без подготовки. Каждому добровольцу после подсоединения к системе fNIRS было предложено провести операцию на тренажере.
В результате было установлено, что хирурги-эксперты обладали лучшими двигательными навыками по сравнению с другими группами — что, разумеется, было предсказуемо. Но ученые также зафиксировали очевидный рост профессиональных навыков у студентов по мере обучения. В заключении команда ученых пришла к следующему выводу: созданная ими система оценки профессиональных навыков хирургов оказалась более эффективной, чем общепринятая методика.