Известная притча гласит о том, как в США началась Великая депрессия. Некий миллионер услышал от чистильщика обуви вопрос, а стоит ли ему прикупить несколько акций, после чего опытный инвестор сразу сообразил – все, спекулятивный пузырь перегрет. И на следующее утро биржи рухнули. Хью Хэлфорд-Томпсон, один из пионеров блокчейн-технологий в целом и биткоина в частности, пережил нечто вроде дежавю, когда в декабре 2018-го услышал аналогичный вопрос от обычного таксиста Uber. Что было потом, еще свежо в памяти.
По статистике Companies House и OpenCorporates, 60 % компаний и стартапов, спешно основанных осенью прошлого года ради участия в золотой биткоин-лихорадке, ныне ликвидированы. Счет идет на сотни организаций, а количество пострадавших людей подсчитать не представляется возможным – многие до сих пор скрывают, что принимали в этом участие. Одним стыдно, другие боятся отвечать перед кредиторами, а третьи не хотят более иметь с биткоином ничего общего.
Это не выдумки журналистов, в течение всего 2018-го десятки компаний подали документы на переименование, с тем, чтобы исключить из своих названий слова «биткоин» и «блокчейн». Множество частных инвесторов разорились, потеряли имущество, семьи и репутацию. Лишь потому, что сделали крупную ставку на новую технологию и вложили большие средства в биткоин, когда его курс уже был взвинчен до критических высот. Люди, зачастую далекие от фондовых рынков и инвестиционных технологий, стали жертвами массового финансового безумия – как и 90 лет назад.
Сегодня, спустя год, биткоин все еще жив и даже неплохо себя чувствует, курс криптовалюты стабилизировался. Произошло своего рода самоочищение экосреды, которую покинули многие спекулянты, начинающие инвесторы и случайные потребители. Те, кто не поддался искушению и сохранял спокойствие, фактически ничего не потеряли – нынешний курс биткоина даже чуть выше, чем перед началом надувания пузыря. На долю биткоина все еще приходится около половины всего рынка криптовалют, и им вполне можно пользоваться для традиционных операций. А человечество получило еще один хороший урок экономики и психологии.