На сегодняшний день клиентами британской компании Status Today являются пять юридических фирм, агентство недвижимости, учебный центр и консалтинговое бюро. В сумме – это 130 000 офисных работников, чьи действия отслеживает и анализирует искусственный интеллект «Isaak». Эта система уже обработала более миллиарда операций и собрала для руководства компаний внушительный объем данных на каждого поднадзорного работника.
Isaak отслеживает, какие операции выполняет человек: набирает текст, работает в браузере, звонит по телефону, ведет беседу. Все скрупулезно протоколируется и сверяется с эталонными данными, а также с настройками для конкретного отдела. Например, если руки работника в течение 5 минут не прикасались к клавиатуре, их владелец бездельничает на рабочем месте.
Повлиять на процесс сбора информации или узнать, что ИИ передает о сотрудниках их начальству, рядовые пользователи не в силах. Нет, конечно, существует масса лазеек, да и алгоритмы вовсе не совершенны. Например, как оценить важность для работы отдела времени, которое было потрачено на обдумывание задачи? Или проверка спонтанных творческих решений, которые не дали результата – это плюс или минус?
Авторы разработки говорят, что ИИ вроде «Isaak» помогут отделить трудоголиков от тунеядцев, выявить саботажников и обманщиков. А также помочь продвинуть вперед талантливых, но скромных работников, которым сложно представить свой труд в нужном ключе. Но вот мнение самих опрошенных работников категорически негативное. Если руководство не доверяет сотрудникам и ставит надзирателем над ними бездушный ИИ, то о какой плодотворной и эффективной работе в компании может идти речь?