В одной из последних публикаций в издании The Verge, посвященной созданию музыки искусственным интеллектом, был поднят очень провокационный вопрос. Законно ли использовать для обучения искусственного интеллекта то, что защищено авторским правом? И как оценивать сгенерированную ИИ музыку, если по сути это – плагиат без злого умысла. Джонатан Бейли, технический директор компании iZotope, отвечает на этот вопрос просто: «Это грандиозная юридическая проблема».
Современные ИИ не умеют творить в прямом смысле, они создают нечто новое, будь то картина или мелодия, на основе каких-то полученных данных. И это не общедоступные уроки из музыкальной школы, а конкретные произведения, у которых есть авторы. В текущей форме законодательство большинства стран ограничивает только прямой плагиат, когда в новом произведении использованы конкретные части старого, что еще должно быть доказано.
ИИ не копирует чужую музыку в буквальном смысле, но делает это по существу – запоминает весь спектр особенностей исполнения конкретного произведения или певца, чтобы потом выборочно использовать эти знания. В таком случае это можно рассматривать как разновидность промышленного шпионажа – если вы изучили чужой технологический процесс, но позаимствовали оттуда только информацию о некоторых элементах, это все равно является воровством знаний и по сути — преступлением. А человек, который дал ИИ послушать музыку для обучения, является соучастником, если не организатором такого преступления.
На самом же деле, проблем куда больше. Если в процессе замешан человек, то его действия можно оценивать, его можно обвинять и судить. Однако мы находимся уже на втором этапе эволюции творческих ИИ.
- Музыкант использует функции ИИ как помощь при творчестве;
- ИИ сам пишет музыку, а человек ее исполняет;
- ИИ создает музыку, ИИ исполняет, человек в процессе не участвует.