Исследователи из Индийского технологического института в Мадрасе разработали новый тип батарей – железно-ионных. По сути, они отличаются от используемых сегодня литий-ионных только другим анодом, который вместо лития изготовлен из оксида железа. Они не обеспечивают принципиальных преимуществ перед батареями с литием — кроме одного, но чрезвычайно важного. Добыча лития рискует породить новую глобальную антропогенную катастрофу, и нужно изыскать любые способы отказаться от этого металла.
Проблема в том, что технология добычи лития путем испарения литиевого рассола требует расхода до 2000 тонн воды на тонну металла. А его добыча из твердых пород сопровождается применением чрезвычайно токсичных веществ. С железом все гораздо проще и безопаснее, при этом его окислительно-восстановительный потенциал даже несколько выше, чем у лития, при схожих размерах ионов. По словам профессора физики из Мадраса, Рамапрабху Сундара, мы совершаем огромную ошибку, игнорируя эти факты.
Построенный прототип новой батареи успешно выдержал 150 циклов перезарядки, при этом и после 50 циклов его емкость сохранялась на уровне выше 54%, что считается показателем стабильности батареи. Главная проблема на текущем этапе разработки в поиске подходящего вида оксида железа, чтобы добиться связи с катодом максимального большого числа ионов. От этого напрямую зависит производительность батареи – и поиски подходящих сплавов продолжаются.