В мае 2016-го компания Lockheed Martin отчиталась об использовании гранта в размере $8 млн. на разработку экспериментальной системы автоматизации управления вертолетом. Аппарат модели Sikorsky S-76 успешно взлетел, сделал несколько кругов и приземлился без пилота в кабине. Это стало началом программы «ALIAS», в рамках которой любой вертолет можно быстро превратить в дрон, управляемый с планшета.
Летавший в прошлом году вертолет Sikorsky S-76 был серийной машиной, оснащенной монтируемым комплектом аппаратуры. На элементы управления, рассчитанные на анатомию человека, навесили специальные механизмы с удаленным контролем. Для системы ALIAS разработаны новые виды интерфейсов – аудио, видео и сенсорных, чтобы оператор в полной мере ощущал себя в пилотском кресле и не терял связь с реальностью.
В рамках первого этапа тестов вертолет Sikorsky S-76 пролетел 50 км, следуя командам с планшета, на втором этапе в воздух подняли без пилота самолетик Cessna 208. Это была отработка управления в динамике, в реальном времени, без возможности зависнуть в воздухе и перевести дух. На третьем этапе разработчики ALIAS хотят устроить «воздушное ДТП», создать аварийные ситуации и проверить эффективность реакции системы на непредвиденные обстоятельства.
Официально целью проекта ALIAS названо достижение такого уровня автоматизации управления летающими средствами, при котором часть экипажа можно будет смело оставить на земле. Или заменить бортинженера на оператора нового, перспективного военного оборудования, изменив распределение ролей людей на борту вертолета. Плюс, если Пентагон разочаруется в инновации, у нее сохраняется потенциал для использования в коммерческих целях.