Как отмечено в докладе комиссии ООН, в марте прошлого года в Ливии был зафиксирован первый случай атаки автономного беспилотника на людей. Тогда предоставленные Турцией в нарушение эмбарго ООН вооруженным формированиям Правительства национального согласия Ливии дроны-камикадзе Kargu-2 атаковали части под командованием маршала Х. Хафтара.
Kargu-2 – беспилотный ударный квадрокоптер производства турецкой оборонной компании STM. Перед запуском оператор загружает в ПО дрона координаты района, где ему предстоит действовать. Вес аппарата 15 кг, его полетный ресурс – до получаса. Kargu-2 может оснащаться несколькими типами боевых частей – осколочными, кумулятивными и термобарическими весом 1,5 кг.
Прибыв в заданный район, дрон начинает «охоту» под контролем оператора – либо, как в Ливии, действует полностью автономно. После выбора цели он незаметно подлетает и совершает маневр пикирования, обрушивая на нее заготовленный заряд.
Kargu-2 внешне ничем не отличается от своих многочисленных собратьев. Главное его отличие – в программном обеспечении, которое превращает его из ничем не примечательного квадрокоптера в безжалостного убийцу.
Некоторые эксперты по БПЛА справедливо сравнивают вышеупомянутый эпизод в Ливии с испытанием первой атомной бомбы в 1945 году. Незримая граница, отделяющая полный контроль над боевыми беспилотниками, и тем, что они сами начнут убивать уже без участия человека, выдавшего им «лицензию на охоту», стала невероятной тонкой.