В самом начале эпидемии COVID-19 правительство Китая всячески скрывало истинную картину произошедшего, чем вызвало резкую критику со стороны пользователей китайских социальных сетей. Ответ властей последовал незамедлительно: многочисленные «критические» термины попали под пресс официальной цензуры.
Так, в январе пользователи социальной платформы Weibo стали жаловаться, что на слова «Ухань» и «Хубей» (район эпицентра вспышки эпидемии) были наложены жесткие ограничения по частоте их использования. Лишь для небольшой части пользователей были доступны посты, содержащие эти слова, а критика властей из них была и вовсе полностью удалена.
Как показал недавний отчет исследовательской группы Citizen Lab, на другой популярной социальной медиаплатформе WeChat в черный список также попали многие словосочетания вроде «Си Цзиньпин едет в Ухань» и «Ухань + кризис + Пекин».
Столкнувшись с таким жестким противодействием, пользователи соцсетей стали «шифровать» запрещенные к употреблению термины. К примеру, слова «Ухань» и «Хубей» получили обозначения «wh» и «hb».
На фоне усиления цензуры в условиях эпидемии на сетевой язык ежедневно накладываются все новые и новые ограничения, что стимулирует завсегдатаев соцсетей искать альтернативные варианты. Так, китайское название правительства уже превратилось в «zf», китайская полиция в «jc», а один из символов страны – панда – обозначает, ни много ни мало, Бюро национальной безопасности.