На сегодняшний день уже не секрет, что люди способны обучиться эхолокации. Для этого нужен лишь язык, чтобы издавать щелчки, и уши, чтобы улавливать эхо, отражающееся от предметов. За 10 недель 12 слепых и 14 зрячих участников эксперимента научились определять преграды, их размер и нахождение посредством эхолокации.
Это умение мы привыкли приписывать летучим мышам, совам и китообразным. Однако незрячие люди тоже иногда прибегают к эхолокации для распознавания преград — кто-то стучит тростью, кто-то щелкает пальцами, а кто-то издает звуки ртом. Несмотря на всю полезность этого умения, сейчас мало кто им владеет. Исследователи-эхолокаторы из Даремского университета в Великобритании доказали, что дело лишь в правильно выстроенных тренировках.
За 20 занятий по 2-3 часа участники разных возрастов успешно освоили эхолокацию со щелчками языком. Они учились передвигаться по лабиринтам с тупиками, перекрестками и зигзагами, определяя размер и нахождение преград на пути. В конце же закрепляли умения в лабиринте, в котором оказывались впервые. Даже в новой обстановке столкновений стало гораздо меньше. Новоиспеченные эхолокаторы справлялись с заданиями почти также, как и 7 опытных экспертов, которые пользуются этим способом уже много лет. В заданиях на понимание формы и нахождения предметов участники показали себя с ними на равных.
В старости зрение и слух людей притупляются. Однако это не является ограничением — слепые в возрасте 79 лет также сумели овладеть эхолокацией, следуя схеме обучения. Преклонный возраст не стал причиной большего количества столкновений. Младшие ученики иногда преодолевали лабиринт быстрее, но фактически обучение хорошо давалось всем участникам. Спустя 3 месяца после эксперимента незрячие участники рассказали, что эхолокация повысила их мобильность. 10 из 12 уверенно заявили, что это умение дало им большую независимость.