В 1980-х годах палеонтолог Дейл Рассел предложил концепцию эволюции динозавров до уровня разумных существ. Падение астероида-убийцы все же является случайностью по историческим меркам, а вот доминирование на планете на протяжении минимум 100 млн. лет обеспечивает виду внушительный потенциал для выживания и развития. Отталкиваясь от научных познаний того времени, Рассел описал гипотетических выживших в катаклизме динозавров как фэнтезийных рептилоидов – это прямоходящие существа, с развитыми пальцами и немалыми умственными способностями.
Увы, современная наука опровергает эти идеи. Во-первых, физиология динозавров тяготела к увеличению массы, а вовсе не объема мозга. Палеонтологи знают немало примеров, когда небольшие динозавры становились родоначальниками гигантов, причем как хищных, так и травоядных. Однако у того же тираннозавра мозговое вещество внутри мощного 10-метрового тела весило не более 400 граммов, а у небольшого, но сверхуспешного хищника велоцираптора и вовсе 15 граммов. Для сравнения, внутри черепа обычного человека находится не менее 1300 граммов мозга.
Отсутствие развитого мозга и интеллекта не мешало динозаврам доминировать в своей среде, поэтому нет никаких предпосылок для того, чтобы они эволюционировали в менее крупных и более умных существ. Более того, если бы не глобальное вымирание 70 млн. лет назад, то и у предков млекопитающих не было бы шансов занять свою нишу в биосфере Земли. Но даже исчезновение динозавров нельзя рассматривать как главный фактор, который обеспечил возможность появления разумной жизни на нашей планете.
Современная наука не может объяснить этот парадокс — только описать его. Динозаврам не нужен был развитый мозг, они прекрасно жили без него. Предкам приматов он также был чужд, на что указывают известные факты эволюции обезьян. Эти существа мигрировали из Африки на американские континенты несколько раз, с промежутками от 5 до 20 млн. лет между переселениями. И нигде они не эволюционировали в разумных существ — вместо этого появились лишь новые виды обезьян.
Многие другие млекопитающие с развитым мозгом, такие как дельфины, собаки и слоны, по непонятным пока причинам замедлились в интеллектуальном развитии. Они не стали изобретать орудия труда, не начали менять окружающий их мир, не озаботились вопросами коллективной безопасности и выживания особей всех возрастов. Что еще более интересно, когда человек начинает обучать животных этим премудростям, они без труда осваивают данные навыки. Но сами по себе развивать интеллектуальные способности не спешат – маловероятно, что динозавры действовали бы иначе.