Тысячи самолетов, ежедневно совершающих полеты над Землей, вносят значительный «вклад» в выбросы СО2, загрязняющих воздух. Но этим их влияние на климат не ограничивается. Как показало новое исследование, самолеты многократно — иногда в 10 раз — увеличивают интенсивность осадков в регионе.
Все началось с того, что исследователь Университета Хельсинки Дмитрий Моисеев обратил внимание на странности в радиолокационных данных: очень узкие, ленточные скопления облаков становились источниками более обильных дождей и снегопадов, чем крупные облачные массивы. Их местонахождение дало ключ к определению проблемы – соседство с аэропортом Хельсинки Вантаа.
Чтобы выяснить зависимость уровня осадков от находящихся в воздухе самолетов, исследователи изучили хранящиеся в университете данные метеолокаторов за 10 лет. Они сверили данные с архивными записями траекторий полетов и обнаружили, что в большинстве случаев воздушные суда проходили в пределах 2–10 км от зафиксированных ленточных облаков.
Чем это объясняется? Вопреки распространенному мнению, вода может находиться в жидком виде и при температуре ниже 0 °C – при определенных обстоятельствах. Капельки воды превращаются в лед быстрее, если есть точки для ее кристаллизации — например частицы пыли. А в облаках, где количество примесей невелико, капли воды могут оставаться жидкими вплоть до -40 °C.
Такое состояние может удерживаться до тех пор, пока пролетающий самолет не «встряхнет» их. По мере того, как лайнер проходит через облако переохлажденных капель, изменение давления воздуха замораживает их. Начинается интенсивная цепная реакция, и вода выпадает в виде осадков, повторяя маршрут пролетевшего самолета.