Написанная 350 лет назад эпическая поэма Джона Мильтона «Потерянный рай» считается полностью изученной. Однако произведение привлекает внимание ученых и по сей день – Миранда Фаэл из Университета Тафтса в Массачусетсе нашла в ней новый литературный паттерн. Это акростих, известный прием, который ранее уже встречался и в этой поэме, но Фаэл повезло отыскать новый. Осталось разгадать его значение.
Акростих строится из первых букв слов ряда последовательных строк, которые складываются в слово. С его помощью автор хочет указать на что-то, подчеркнуть некоторый нюанс. Фаэл обратила внимание на следующий отрывок из Книги 9, в моменте, когда Ева спорит с Адамом:
From his surmise prov'd false, find peace within,
Favor from Heav'n, our witness from th'event.
And what is Faith, Love, Virtue unassay'd
Alone, without exterior help sustain'd?
Let us not then suspect our happy State
Left so imperfect by the Maker wise
As not secure to single or combin'd.
Frail is our happiness, if this be so
Первые буквы складываются в «FFAALL», а если читать снизу вверх, получается «FALL» – «падение». Первое слово, в котором буквы удвоены, получается расширенной версией основного слова. По мнению Фаэл, это указание на то, что падений было три. В первую очередь, пали Адам и Ева, но вместе с ними пал и искуситель-Сатана. Три падения, но два потерянных рая.
Как и многие акростихи, он почти диаметрально переворачивает смысл строк, из которых составлен. И в этом, обычно, и заключается гениальная задумка автора, который оставляет читателю возможность не только анализировать детали сюжета, но и взглянуть на происходящее отстраненно. Акростих служит как бы предупреждением, намеком на истинную суть происходящих в повествовании вещей.