Массовый переход на удаленную работу из-за пандемии вновь привлек внимание к тому, как людям стоит выстраивать рабочий день для максимальной эффективности. Если не нужно добираться на работу, можно трудиться в домашней пижаме и есть завтрак не впопыхах – почему бы не потратить высвободившиеся пару часов в день на сон? Идея разумная, вот только специалисты советуют бифазную схему, когда спать предлагается в две фазы в течение суток.
Вплоть до начала индустриализации, появления эффективного городского освещения и перевода персонала на работу по строгому графику, Европа жила как раз по бифазной схеме сна. Это описано и в литературных, и в научных трудах – люди уставали в течение дня и ложились спать сразу после заката, просыпались через несколько часов, бодрствовали час-другой и затем спали до рассвета. В период между сном можно было заняться рукоделием или уборкой, обдумать планы на завтра, очень популярен был секс.
Сегодня бифазный сон актуален для детей в дошкольном возрасте, а также для культур, в которых практикуют сиесту. В 1990-х годов психиатр Томас Вер провел эксперимент по жизни в коротком световом дне, когда в сутках 14 часов темноты и только 8 света. У всех испытуемых к четвертой неделе наблюдений сформировался отчетливый двухфазный режим сна. А именно 4 часа сна, 1-3 часа бодрствования, снова 4 часа отдыха. Из чего был сделан вывод, что данная схема имеет биологическое основание, она естественна для нашего организма.
Главная сложность для перехода на бифазный сон – в сложившейся практике, когда от работника требуется проявлять активность длительный период в 8-12 часов подряд. Рабочие графики не имеют ничего общего с циркадными ритмами, а наемные работники зачастую не имеют возможности их синхронизировать. Есть и проблемы с длительным 8-часовым сном, например, в развитой Австралии треть всех взрослых страдает от бессонницы. Было бы куда эффективнее иметь два периода бодрствования в течение дня, с возможностью два раза поспать между ними и набраться сил.