Недавно, 6 мая, в американском Лейкхерсте отмечали печальную дату – 75-летие со дня крушения дирижабля «Гинденбург», а вместе с ним и этой сферы воздухоплавания. Во время торжественной церемонии к историку авиации Дэну Гроссману подошел мужчина, который представился Бобом Шенком и передал ему старинную пленку. На ней тогда, в 1937-м, его дядя Гарольд Шенк сумел запечатлеть историческую катастрофу с ракурса, который еще никто ранее не видел.
Прибытие «Гинденбурга» было значимым событием, поэтому его встречала масса репортеров, фотографов и кинооператоров, отсюда и многочисленные кадры крушения, которое было невероятно скоропостижными и длилось менее минуты. Однако толпа ждала начала высадки, все были сосредоточены на пассажирах, тогда как Гарольд Шенк, оператор-любитель со своей заводной камерой, был под впечатлением от самой громады дирижабля. Он снимал сериями по 2 минуты и успел запечатлеть прибытие «Гинденбурга», а также важный момент – сброс причальных тросов.
В 1930-е инженеры уже прекрасно осознавали опасность водорода, все понимали, что полет на огромной бочке газа невероятно рискованная затея. Но немецкие конструкторы предусмотрели множество систем безопасности и разработали очень дотошные протоколы управления дирижаблем. Проблема в том, что в то злополучное утро их намеренно проигнорировали – «Гинденбург» серьезно опаздывал, важные персоны и на борту, и на земле торопили экипаж.
На кадрах записи Шенка видно, что с дирижабля сбросили тросы за 4 минуты до взрыва, когда он находился еще весьма высоко. Это важно – чем больше высота, тем выше риск появления искры, поэтому пилоты старались применять «низкую посадку». Но в то утро они торопились, плюс дирижабль недавно вышел из грозового фронта, накопив на поверхности изрядный статический заряд. В нормальной ситуации его сброс был вопросом времени и правильного выполнения инструкций, но из-за общей спешки все пошло совершенно не так. По крайней мере, такая версия признана весьма правдоподобной.