Техническая модернизация предприятий – в поисках пути

18 февраля 2023, ,
0
Модернизация предприятий

В начале третьего десятилетия ХХI века глобальную экономику потряс кризис пандемии коронавируса, усугубившийся спадом промышленного производства, биржевой волатильностью, перестройкой технологических и логистических цепочек и коллапсом целых отраслей и индустрий. Тем не менее, эти катаклизмы не изменили общий тренд рынков на цифровизацию и формирование в ведущих экономиках мира третьего технологического уклада.

В российской экономике продолжила ощущаться критическая потребность в глубокой технической модернизации предприятий и методов управления ими. Эта стратегическая задача была на повестке дня достаточно давно, и российские власти уделяли ей немало внимания. Однако основной упор при этом неизбежно делался на крупнейшие холдинги, имеющие системное значения для государства и доходной части бюджета. Предприятия же малого и среднего бизнеса в стремлении к модернизации дорогостоящих средств производства в значительной мере были предоставлены сами себе. Не нужно быть экспертом, чтобы понять — совокупной прибыли небольшой фабрики или предприятия сферы услуг недостаточно для глубокого технологического обновления.

Как следствие, на рынке возник значительный спрос на экспертов в области производственной модернизации предприятий малого и среднего бизнеса, способных осуществить необходимые преобразования в рамках доступных бюджетов. На плечи такого рода специалистов легла значительная ответственность за разработку и внедрение модернизационных программ и оптимизацию затрат. От них требовались всесторонние компетенции в инженерной сфере, технологиях производства, бюджетировании, экономике предприятия и менеджменте.

Давайте определим само понятие модернизации производства и процитируем одного из ведущих российских экспертов в области разработки стратегических программ модернизации, Яну Александровну Шалыгину:

«Процесс технической модернизации производственного оборудования представляет собой комплекс сложных и затратных инженерных и управленческих операций, направленных на обновление предприятия с целью повышения качества и эффективности производства. В дополнение к замене вышедшего из строя оборудования модернизация подразумевает полное обновление технической базы, включая и работоспособное оборудование, не отвечающее современным технологическим стандартам».

Подобно любому технологическому процессу, этапы модернизации производства имеют четкую последовательность. Первые шаги в этой последовательности связаны с детальным анализом доступной информации и статистических данных. Принятие решения о необходимости технической модернизации основывается на наличии соответствующих условий — потребности в повышении производительности, проценте аварийного и изношенного оборудования, недостаточной эффективности производства, а также планов расширения производства. Глубокое понимание современных стратегий и тенденций модернизации критически необходимо для профессионалов, возглавляющих соответствующие департаменты в любых отраслях промышленности, финансов, производства и сферы услуг. Эксперты в данной области являются универсальными специалистами – инженерами, аналитиками, технологами, аудиторами и менеджерами в одном лице.

Существующие модели модернизации можно условно разделить на три большие группы:

  • Компенсаторная стратегия. Определяющим фактором при выборе этой стратегии является ориентация предприятия на массовый рынок. Суть ее заключается в модернизации с использованием дешевого оборудования, при чем под модернизацией часто понимается просто замена изношенных производственных узлов или расширение производства, не влекущие за собой качественных изменений в работе предприятия.
  • Социально-лимитированная стратегия. Она характерна для градообразующих предприятий. Имея большой (прежде всего, финансовый) потенциал дальнейшего наращивания объемов производства и автоматизации производственного процесса, крупные предприятия недоиспользуют его ввиду сырьевых, сбытовых и социальных ограничений.
  • Активная стратегия. Это единственная стратегия, в полной мере реализующая потенциал управленческой модернизации. Она характеризуется далеким горизонтом планирования и установлением собственных правил игры в условиях зачастую неблагоприятной внешней среды или кризисных явлений в экономике.

Именно стратегия активной модернизации лежит в основе модели, разработанной Яной Александровной Шалыгиной.

СПРАВКА РЕДАКЦИИ. Яна Александровна Шалыгина – специалист с двадцатилетним опытом работы в области модернизации производства, автоматизации предприятий и управления проектами. Карьера Шалыгиной началась в сфере автоматизации торговли и продолжилась работой в банковском секторе в качестве руководителя проекта модернизации. Основную часть следующего этапа ее карьеры заняла работа в агропромышленной отрасли, связанная с разработкой и внедрением программ технической модернизации и автоматизации предприятий. Ее карьера свидетельствует о глубоком понимании технологических трендов и способности адаптировать их к различным отраслям от банковской сферы до аграрного бизнеса. Для иллюстрации такого универсального подхода можно назвать компанию «АС Медиа», в которой Шалыгина специализировалась на автоматизации процессов управления для предприятий торговли и общественного питания, внедряя передовые POS-системы, оборудование и программы для HoReCa; холдинг «Сервис Плюс», где ее работы над автоматизацией фокусировались на интеграции современных торговых платформ и систем учета для торговых сетей и распределительных центров; крупный оператор платежных систем банковского сектора «Инпас Компани», где Яна Александровна руководила программами в области аппаратной автоматизации и модернизации платежных терминалов и систем безопасности; и проект «А-молоко», в котором она руководила работой по внедрению инновационных технологических решений. А с 2014 года Шалыгина принимает активное участие в развитии агрокомплекса «Доброе Поле» на позиции главного специалиста по модернизации производства. Таким образом, на протяжении всей карьеры она возглавляла масштабные инициативы, направленные на преобразование производственных процессов, внедрение передовых технологий и повышение операционной эффективности. Стратегическое лидерство и инновационные решения эксперта внесли значительный вклад в развитие отрасли, сделав рассмотренные предприятия одними из лидеров модернизации. Компетенции и опыт Шалыгиной в управлении многофункциональными командами позволяют считать ее признанным и авторитетным специалистом в сфере модернизации производств и автоматизации предприятий.

Модель модернизации Шалыгиной включает в себя следующие основные этапы.

  1. Принятиe решения
    Каждое предприятие рано или поздно сталкивается с потребностью в модернизации, которая может быть комплексной (замена всех устаревших агрегатов), частичной (замена оборудования на отдельных участках) или полной (с заменой всех систем предприятия).
  2. Анализ и подготовка
    Прежде чем приступить к модернизации, предприятие проводит тщательный анализ текущего состояния производства, которое включает оценку производительности и степени износа оборудования и выявление проблемных зон, требующих модернизации. На этом этапе важно также изучить аналогичный мировой опыт и предложения поставщиков оборудования и услуг, чтобы определить наилучшие варианты для внедрения.
  3. Подготовка документации
    На основе проведенного анализа принимается окончательное решение о модернизации. При этом формируется проектная группа, которая будет отвечать за реализацию проекта, разрабатываются бизнес-план с детальным расчетом расходов и плановой окупаемости и необходимые внутренние регламенты, приказы и распоряжения.
  4. Финансирование
    На основании детального плана расходов, включающего стоимость оборудования, услуг по его монтажу, обучение персонала и другие расходы, определяются источники финансирования, которые могут включать собственные средства предприятия, заемные ресурсы или привлеченные инвестиции.
  5. Поиск оборудования и выбор поставщиков
    Выбор оборудования и поставщиков играет решающую роль в успехе модернизации. Тщательное исследование рынка позволяет выбрать оптимальные модели с учетом технических характеристик, надежности и стоимости. Рассматриваются предложения разных поставщиков, изучается их репутация и оценивается качество обслуживания.
  6. Поставка и монтаж оборудования
    После выбора оборудования начинается этап поставки и монтажа. Отдельное внимание уделяется проверке его комплектности и целостности при приемке. Монтаж включает установку, настройку и интеграцию нового оборудования в существующую инфраструктуру. Этот процесс может потребовать времени и значительных усилий проектной группы, особенно при наличии множественных поставщиков.
  7. Опытная эксплуатация и настройка
    После установки начинается опытная эксплуатация оборудования, которая позволяет выявить возможные неполадки и внести необходимые коррективы, а персоналу пройти обучение для эффективного использования новой техники.
  8. Окончательное внедрение и оценка результатов
    Последние этапы — финальные испытания, окончательный ввод в эксплуатацию и оценка результатов. Оборудование проходит окончательные испытания, и, если все работает корректно, начинается полноценная производственная деятельность с загрузкой на полную мощность. После этого проводится оценка эффективности модернизации по критериям, определенным на предыдущих этапах.

В заключение отметим, что российский бизнес в полной мере использует знания и опыт Шалыгиной и ее коллег при проведении технологической модернизации. А ее модель модернизации предприятий малого и среднего бизнеса, доказавшая свою эффективность на десятках предприятий, является важнейшим драйвером трансформации всей российской экономики.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Комментарии  Отключены для этого материала
    Любопытный факт
    Законодательство ЮАР допускает любую степень самообороны, если речь идет об угрозе жизни или имуществу человека. Для защиты автомобилей от угона здесь популярны капканы, электрошокеры и даже огнемёты.
    Обновить
    Свежие Комментарии
    Аватар

    ВойтиРегистрация