Активно продвигаемая в Китае система социального рейтинга граждан несовершенна и постоянно подвергается критике. Чаще всего, как инструмент тоталитарной диктатуры государства над человеком. Однако она хотя бы работает официально и открыто, а вот обнаруженный недавно американский аналог целиком зависит от интересов частного капитала.
Журналистка The New York Times, Кашмир Хилл, вышла на организацию Sift, где ей выдали 400-страничное досье на нее же саму – как демонстрацию эффективности работы компании. Подобные компании из сферы больших данных собирают массу персональных сведений о потребителях в США – например, что и где они покупают, как часто пользуются скидками, насколько активно отстаивают свои права при возврате бракованных товаров, через какие сервисы платят и т.д. Досье – это детальный портрет клиента, который помогает компаниям лучше понять его интересы.
Проблема в том, что подобную информацию клиенты Sift используют на свое усмотрение и не всегда законно. Если одного покупателя на основании его потребительского рейтинга обслужат мгновенно, то другого могут даже не пустить на порог заведения. Кому-то отремонтируют гаджет за день, а кого-то отодвинут в конец очереди. Организации создают свои рейтинги лояльности и на их основе ранжируют покупателей, проводя политику, идентичную инициативе китайских властей.
Самое неприятное заключается в том, что большинство конкурентов Sift работает закрыто, они никогда не расскажут ни какие сведения они собирают, ни кому их передают. Люди подвергаются дискриминации, не имея возможности узнать или исправить это. Это не страшно, если «неблагонадежному» покупателю просто не покажут новые модели смартфонов в магазине. Но если речь идет о лекарствах от серьезной болезни, о жилье, о возможности получить работу и других насущных вещах? Это уже выглядит как попытка манипулировать жизнями миллионов людей.