Исследователи из Северной Англии провели эксперимент по привлечению внимания людей к простым задачам. Например, сбор пожертвований – в течение 11 недель в одном оживленном супермаркете регулярно выставляли ящики, оформление которых меняли в соответствии с программой эксперимента. Выяснилось, что самый лучший эффект обеспечивает простенькая наклейка с изображением глаз.
Не нужно фотографического сходства, художественной выразительности — напротив, достаточно символа, простейшего изображения глаз, чтобы привлечь внимание людей. Экспериментаторы регулярно меняли размеры, форму и цвет коробок, придумывали новые поводы для сбора средств, изменяли места их размещения. И везде прослеживалась тенденция – в емкости с глазами в среднем клали на 48 % больше денег.
Параллельно было отмечено, что в оживленные дни и часы «эффект глаз» почти сводился на нет, увеличение пожертвований не превышало 30 % от «нормы». Но когда в здании было сравнительно пусто и тихо, люди жертвовали деньги на 60 % чаще. Нетрудно понять, что имел место личный контакт, пусть и виртуальный – в толпе чужие взгляды размываются, а вот в одиночестве чей-то взор чувствуешь сильнее. Даже если речь идет о простом рисунке.
Данный эффект можно и нужно применять для создания атмосферы дружелюбности при эксплуатации интерактивных систем, вроде роботов-помощников в тех же торговых центрах. К безликой машине и отношение соответствующее, а визуальный контакт вынуждает людей воспринимать собеседника всерьез.