Недавно Google запустил такси-беспилотники под брендом Waymo, но пока для узкой категории поездок. Компания GM обещает со следующего года наводнить Сан-Франциско автономными такси, Volkswagen планирует начать производство электромобилей-роботов Moia в 2021-ом, для конкуренции с аналогами от Ford. А вот в Toyota заявили, что оставят руль человеку, но научат ИИ помогать ему вести машину на совершенно ином уровне.
Кажется, беспилотники для городских улиц уже становятся нормой. Но вот любопытный факт — по классификации Минтранспорта США есть шесть категорий автономного вождения. При 0 принятие решений и управление механизмами целиком у человека, при 5 – у бортового ИИ. По этой схеме самый лучший на сегодня дорожный беспилотник, Cadillac CT6 с Super Cruise, всего 2-ой категории. Да и то только для региона в 130 тыс. кв. миль, для которого есть подробные карты. Автопилот в электромобилях Tesla едва дотягивает до 2 категории, а роботы Daimler показывают приемлемый уровень вождения только на автобанах со строгими правилами.
Проблема обучения ИИ навыку вождения заключается в оценке огромной массы динамически меняющейся информации. К примеру, человеку и в голову не придет задуматься о дереве на обочине, проводах над дорогой или потолке туннеля – мы и так знаем, что это статичные объекты, они не помеха. А вот собака без поводка возле дороги уже представляет угрозу. ИИ же должен заметить, опознать и проанализировать каждый объект без исключения, чтобы сориентироваться в текущей ситуации.
Так что мешает поставить процессор помощнее и памяти побольше? Этого мало – откуда ИИ возьмет информацию о том, с чем никогда не сталкивался? Это человек может проявить интуицию и понять, что чрезмерно веселый водитель на соседней полосе может совершить опасный маневр. А ИИ в таком случае должен связаться с тем автомобилем и запросить медицинские данные о человеке в салоне. То же самое касается погоды, ям и мусора на асфальте, пробок и т.д. – если мир вокруг не наполнен датчиками и не сообщает беспилотнику исчерпывающие сведения, тот всегда будет балансировать на грани ошибки.